Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При секретаре Таимове У.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Службе по тарифам Астраханской области о признании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в службе по тарифам Астраханской области и урегулированию конфликта интересов недействительным
У с т а н о в и л :
ФИО. обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ г. она была принята на государственную гражданскую службу в службу по тарифам Астраханской области на должность ведущего специалиста отдела контроля и регулирования цен (тарифов) в сфере социально значимой продукции (товаров, услуг). В связи с переименованием отдела в январе 2012 г. была переведена в отдел контроля и регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Службы. В ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность главного специалиста отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии Службы, с 21 марта 2016 г. принята на должность заместителя начальника отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии Службы. 29 сентября 2017 г. по собственному желанию была освобождена от должности заместителя начальника отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии Службы. В августе 2018 г. на сайте по трудоустройству истица заинтересовалась вакансией начальника экономического отдела АО «ТЭЦ-Северная» и обратилась в организацию, где ей сообщили дату проведения собеседования. После прохождения собеседования через несколько дней ее проинформировали о возможном трудоустройстве в вышеуказанную организацию. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО. занимала должность, включенную в Перечень должностей государственной гражданской службы в службе по тарифам Астраханской области, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги супруга) и несовершеннолетних детей, а АО «ТЭЦ-Северная» является регулируемой организацией Службы, во избежание нарушений ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», истица устно обратилась за консультацией к начальнику отдела правового обеспечения Службы Меркуловой О.А. по вопросу необходимости направления ею письменного обращения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в службе по тарифам Астраханской области и урегулированию конфликта интересов о планируемом трудоустройстве в организацию и получения согласия Комиссии на трудоустройство. Меркулова О.А. заверила ФИО. в том, что согласие Комиссии при трудоустройстве в АО ТЭЦ-Северная» не обязательно. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ г. с ФИО. заключен трудовой договор по должности - начальника экономического отдела АО «ТЭЦ-Северная». В установленный законодательством срок работодатель уведомил Службу о заключении с истицей трудового договора, кратко изложив в уведомлении возложенные на меня должностные обязанности. В октябре 2018 г. служба уведомила АО «ТЭЦ-Северная» о проведении ДД.ММ.ГГГГ г. с участием ФИО. заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в службе по тарифам Астраханской области и урегулированию конфликта интересов. Истица была приглашена в процессе заседания только для пояснений по должностным обязанностям, которые установлены ей в соответствии с трудовым договором с АО «ТЭЦ-Северная».
Истица полагает, что тем самым она была лишена права защитить свои права и дать пояснения по всем пунктам, которые были положены в мотивировку решения комиссии. Кроме того, решение, принятое комиссией не было оглашено в ее присутствии.
Учитывая, что решение комиссии по результатам рассмотрения уведомления работодателя в соответствии с пунктом 31 Положения о комиссии носит для руководителя Службы рекомендательный характер, истица не могла узнать его результат в день заседания комиссии.
В ноябре Служба информировала АО «ТЭЦ- Северная», что замещение ФИО. на условиях трудового договора должности в организации нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».. Истица полагает, что данное решение необоснованно. Истица полагает, что она не должна была обращаться в данную комиссию за получением согласия, поскольку - должностные обязанности по должности заместителя начальника отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии Службы не устанавливают функций государственного управления в отношении конкретной организации, а именно АО «ТЭЦ- Северная», а содержат обобщенные формулировки в отношении неопределенного круга лиц в сфере, в которой функционирует организация. Фактически в период ее работы в должности заместителя начальника отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии Службы она не осуществляла функции управления АО «ТЭЦ-Северная» в том смысле, в котором функции управления организацией определены пунктом 4 статьи 1 Закона № 273-Ф3, а именно, не принимала участие в подготовке проектов решений по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию и теплоноситель АО «ТЭЦ-Северная», в том числе не являлась уполномоченным по делу об установлении тарифов и не была включена в состав экспертной группы, не являлась уполномоченным на проведение проверок и систематического наблюдения, что также было отражено на стр. 6 заключения отдела правового обеспечения Службы от ДД.ММ.ГГГГ № 1. В заключении отдела правового обеспечения Службы от ДД.ММ.ГГГГ № 1 отражена некорректная информация о том, что подчиненные ФИО. сотрудники отдела входили в состав экспертных групп Службы, создаваемых для проведения экспертизы материалов, представляемых АО «ТЭЦ-Северная» для установления тарифов, а также проводили контрольно-надзорные мероприятия в отношении АО «ТЭЦ-Северная». Однако, согласно разделу 2 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника отдела осуществляет руководство отделом только в случае отсутствия начальника отдела (очередной отпуск, случай временной нетрудоспособности, командировка и т.п.), в период проведения мероприятий в отношении АО «ТЭЦ-Северная» -начальник отдела находилась на рабочем месте.
В связи с изложенным, ФИО. просит суд Признать решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в службе по тарифам Астраханской области и урегулированию конфликта интересов, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 1, недействительным.
В судебном заседании ФИО., ее представитель по устному ходатайству Майсюк Е.И. доводы искового заявления поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Представители службы по тарифам Астраханской области Буйлов В.В., Степанищева О.В. в удовлетворении иска просили отказать в полном объеме.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО. в период с июня ДД.ММ.ГГГГ года по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ года проходил государственную гражданскую службу в Службе.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П, служба по тарифам Астраханской области (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям других исполнительных органов государственной власти Астраханской области, и осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы, на территории Астраханской области.
Согласно пункта 1.4. Положения Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Астраханской области и законами Астраханской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области, а также Положением.
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23.07.2010 № 296 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в исполнительных органах государственной власти Астраханской области, и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 постановления от 23.07.2010 № 296 руководителям исполнительных органов государственной власти Астраханской области необходимо утвердить порядок работы и составы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в исполнительных органах государственной власти Астраханской области и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Положением о комиссиях, утвержденным пунктом 1 Постановления от 23.07.2010 №296.
Приказом Службы от 13.08.2010 № 270 (в редакции приказа Службы от 30.12.2016 № 372 «О внесении изменений в приказ службы по тарифам Астраханской области от 13.08.2010 № 270») утвержден Порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в Службе и урегулированию конфликта интересов.
Приказом Службы от ДД.ММ.ГГГГ № №-лс «О расторжении служебного контракта с государственным гражданским служащим» служебный контракт с Истцом расторгнут по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно информационного письма АО «ТЭЦ-Северная» от ДД.ММ.ГГГГ № Т/3- 3725 ФИО. приказом АО «ТЭЦ-Северная» от ДД.ММ.ГГГГ № 42-к назначена на должность начальника экономического отдела с основными должностными обязанностями:
- осуществление контроля и координации работы отдела;
- ежемесячный анализ финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия и его подразделений;
- подготовка и представление ежемесячной управленческой отчетности для руководства;
- подготовка и представление ежемесячной отчетности в орган исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) согласно законодательству, а также, предоставление информации по запросу РСТ, ФАС России;
- подготовка и представление отчетности органам исполнительной власти;
- руководство и координация деятельности всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов с необходимыми обоснованиями и расчетами;
- разработка и ведение раздельного учета затрат предприятия по видам деятельности согласно требованиям федерального законодательства;
- разработка биснес-планов предприятия для утверждения их кредитной комиссией и дальнейший анализ их исполнения;
- участие в комиссии по закупкам (согласно ФЭ-223).
По результатам рассмотрения информационного письма АО «ТЭЦ-Северная» от ДД.ММ.ГГГГ № Т/3-3725 начальником отдела правового обеспечения Службы Меркуловой О.А. подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № 1, согласно которому был отмечен законодательный запрет на замещение гражданином, проходившем гражданскую службу в должности, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Данная норма закреплена в п. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
Должность истицы включена в перечень должностей государственной гражданской службы в Службе, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Службы от ДД.ММ.ГГГГ №28. Данный факт истицей в судебном заседании не оспаривался.
В п. 2 Постановления службы указано, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность государственной гражданской службы в Службе, включенную в перечень, утвержденный пунктом 1 постановления, в течение двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы Астраханской области:
2.1. имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, с согласия комиссии (по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Службы;
2.2. обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско- правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом 2.1 настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте государственной гражданской службы Астраханской области с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально- техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Судом установлено, что ФИО. самостоятельно не обращалась С заявлением о согласовании замещения должности начальника экономического отдела в АО «ТЭЦ-Северная» Истец в соответствующую комиссию Службы.
При этом суд принимает во внимание, что ФИО. замещалась должность заместителя начальника отдела и в связи с этим отсутствие сведений об участии истицы в регулировании АО «Тэц-Северная» не имеет правового значения, по следующим основаниям.
Как следует из должностного регламента заместителя начальника отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии Службы в ее должностные обязанности входило:
- руководство отделом, в том числе организация, регулирование и контроль служебной деятельности отдела во время отсутствия начальника отдела;
- государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов);
- государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- подготовка материалов для установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в сфере теплоснабжения требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности в соответствии с Правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 №340;
- региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Службой применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
- подготовка дел об административных правонарушениях к рассмотрению руководителем или первым заместителем руководителя Службы;
- подготовка проектов предписаний о прекращении нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов);
- составление протоколов об административных правонарушениях в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- представление сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, не нарушение запретов, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Астраханской области, в том числе и кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Астраханской области, утвержденным постановлением Губернатора Астраханской области от 25.03.2011 № 104;
- исполнение поручений руководителя Службы, данные в пределах его полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
Тот факт, что службой по тарифам Астраханской области осуществляется государственное регулирование в отношении АО «ТЭЦ-Северная» сторонами не оспаривался.
Стороной ответчика представлена проекты постановлений, которые подготавливал отдел службы по тарифам Астраханской области,, в котором осуществляла свою трудовую деятельность истица, которые впоследствии были приняты службой и касались именно АО «ТЭЦ-Северная».
Согласно положения об отделе контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии, утвержденным руководителем Службы от ДД.ММ.ГГГГ г. отдел осуществляет региональный государственный контроль (надзор)_ в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов) ( п. 3.12 Положения); осуществляет государственный контроль в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в част соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями ( п. 3.13).
В связи с указанными полномочиями отдел неоднократно проводит контрольно-надзорные мероприятия:
- внеплановая выездная проверка правильности применения АО «ТЭЦ- Северная» тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №35);
- плановая выездная проверка правильности применения АО «ТЭЦ-Северная» тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) и стандартов раскрытия информации (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № 217);
- систематическое наблюдение за соблюдением АО «ТЭЦ-Северная» стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
Подчиненные ФИО. сотрудники отдела контроля и регулирования тарифов в сфере поставок тепловой энергии входили в состав экспертных групп Службы, создаваемых для проведения экспертизы материалов, представленных АО «ТЭЦ-Северная» для установления тарифов, а также проводили контрольно- надзорные мероприятия в отношении АО «ТЭЦ-Северная».
Стороной ответчика представлен документы, из которых следует, что сама ФИО. являлась исполнителем запросов Службы, в том числе в адрес АО «ТЭЦ-Северная», и ответственным сотрудником Службы по обобщению и анализу представленной организациями информации, что подтверждает копиями письма Службы от ДД.ММ.ГГГГ № СТ/03-13-3459, письма УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №29/119-1797 «О предоставлении сведений» и докладной записки за подписью ФИО. от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с контроля».
На основании вышеизложенного, отдельные функции государственного управления АО «ТЭЦ-Северная» входили в должностные (служебные) обязанности Истца.
Таким образом, отсутствие обращения со стороны истицы в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в Службе и урегулированию конфликта интересов является несоблюдением требования п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и п. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Что касается процедуры проведения комиссии и ее выводов, то суд полагает их законными и обоснованными.
В связи с поступившим в Службу уведомлением АО «ТЭЦ-Северная» о заключении с Истцом трудового договора, 23.10.2018 на 10:00 часов было назначено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в Службе и урегулированию конфликта интересов, в повестку дня которой входило рассмотрение вопроса «О даче согласия на замещение ФИО. должности в АО «ТЭЦ-Северная».
На заседании комиссии членами комиссии также было установлено, что отдельные функции государственного (административного) управления АО «ТЭЦ- Северная» входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего ФИО.
Кроме того, на заседании комиссии членами комиссии также исследовался вопрос возможности возникновения конфликтов интересов сторон государственно-служебных отношений:
как во время замещения ФИО. должности государственной гражданской службы в Службе;
так и в случае замещения ФИО. должности начальника экономического отдела АО «ТЭЦ-Северная».
На заседании комиссии членами комиссии было установлено, что в рассматриваемом случае имеются риски возникновения конфликта публичных и частных интересов: так во время замещения ФИО. должности государственной гражданской службы в Службе имелся риск возникновения конфликта публичных и частных интересов, поскольку:
- тарифы устанавливаются для конкретной организации на основании проводимой специалистами отдела экспертизы, специалистами отдела Службы определяется необходимая валовая выручка организации и иные параметры деятельности организации, на основании которых формируется тариф для указанной организации;
- в отношении организации специалистами отдела проводится систематические контрольные мероприятия (систематическое наблюдение, проверки и т.д.).
В случае замещения ФИО. должности в АО «ТЭЦ-Северная» ФИО. при работе в АО «ТЭЦ-Северная» в должности начальника экономического отдела, представляя интересы АО «ТЭЦ-Северная», неизбежно вынуждена будет вступать в правоотношения по роду деятельности АО «ТЭЦ- Северная» в регулируемых сферах со своими бывшими коллегами, подчиненными ей ранее и имеющими право в настоящий момент проводить проверки и осуществлять государственное регулирование тарифов в отношении данной организации. Данный вывод комиссии правомерен и соответствует сложившейся ситуации, поскольку ответчиком представлены доказательства того, что в настоящее время для выяснения некоторых вопросов, истица обращалась к своим бывшим коллегам ( смс-переписка).
АО «ТЭЦ-Северная» является коммерческой организацией, деятельность которой, в первую очередь, направлена на получение прибыли. В связи с чем, исполнение ФИО. должностных обязанностей начальника экономического отдела в АО «ТЭЦ- Северная» может привести к конфликту между публичными и частными интересами.
По результатам заседания комиссии большинством голосов принято решение, что замещение ФИО. на условиях трудового договора должности начальника экономического отдела в АО «ТЭЦ-Северная» нарушает требования статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и рекомендовано руководителю Службы проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и АО «ТЭЦ-Северная».
Доводы истицы о том, что она была лишена возможности защитить свои права, опровергаются материалами дела, поскольку, как следует из материалов дела (протокола заседания комиссии), на комиссии она давала пояснения по всем вопросам.
Оглашение решения комиссии в присутствии ФИО. действующим законодательством не предусмотрено. Фак не направления в адрес истицы решения комиссии не делает данное решение недействительным.
Таким образом, оснований для признания решения комиссии недействительным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО к Службе по тарифам Астраханской области о признании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в службе по тарифам Астраханской области и урегулированию конфликта интересов недействительным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья:
|