1. Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции
Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий Подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом{ своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, В том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Функции государственного управления организацией - полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Личная заинтересованность - возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
1. Ограничения, обязательства н требования к служебному поведению
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий) обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.
Статьей 16 Федерального закона № 79-ФЗ установлены ограничения, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее - гражданская служба), в соответствии с которыми гражданин Российской Федерации (далее - гражданин) не может быть принят на гражданскую службу, а
гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную! силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должнрсти государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;:
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
5) | близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) [ наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных Федеральным законом №79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом №79- ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением «призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Статьей 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлены запреты, связанные с гражданской службой, в соответствии с которыми в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в)! избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);
3) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)1,
6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации шо вопросам референдума;
121) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов Иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
1) в случае замещения должности гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативным правовым актом министерства экономического развития Астраханской области, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной
организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего;
2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Статьей 18 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрены требования к служебному поведению гражданского служащего, в соответствии с которыми гражданский служащий обязан;
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, сЬблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко веем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и ииыс особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правида публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЭ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например:
Уголовная ответственность. В соответствии со ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
Административная ответственность. В соответствии со ст. 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности па условиях трудового [договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора гражданского служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего гражданского служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом №273-
ФЗ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Гражданско-правовая ответственность. В соответствии со ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
Дисциплинарная ответственность. Федеральным законом № 273-ФЭ установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 273-ФЗ, статьей 20 Федерального закона № 79- ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актам;и Российской
Федерации и Астраханской области, . обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Невыполнение гражданским служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона № 27Э-ФЗ).
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью гражданского служащего.
Невыполнение гражданским служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с гражданской службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Гражданский служащий обязан уведомить представителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно
_____________________________ (статья 11 Федерального закона №273-ФЗ)_______________________________ {
В случае если гражданский служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закону № 273-Ф3 гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области, в течение двух лег после увольнения с гражданской службы имеет право замещать па условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых установлен нормативным правовым актом министерства экономического развития Астраханской области, в течение 2-х лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с гражданской службы указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
4. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на гражданской службе и порядок их
урегулирования
В соответствии с частью 1 статьи 10 федерального закона №273-Ф3 под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) гражданского служащегЬ влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, . с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует учитывать, что личная заинтересованность гражданского служащего может возникать в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить определенный круг лиц. К числу таких лиц относятся члены семьи служащего (не только родители, супруги, дети, братья, сестры гражданского служащего, по и братья, сеСтры, родители и дети их супругов). В связи с этим, в настоящей памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность гражданского служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего».
Под указанные определения конфликта интересов попадает значительное количество ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, следует выделить ряд типичных ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с гражданской службы;
нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств).
При определении содержания функций государственного управления необходимо учитывать следующее.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия гражданского служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе: размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов; осуществление государственного надзора и контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права па заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов; лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные действия; проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования:
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
участие гражданского служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам и т.д.
Основу организации работы по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе составляет обеспечение исполнения гражданскими служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ.
Так, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЭ определена обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливают обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (часть 6 статьи 11 Федерального закона № 273- ФЗ, часть 3.2 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ). Выяснение обстоятельств непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов осуществляется по инициативе гражданского служащего и может не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о гражданской службе и противодействии коррупции. Например, обращение гражданского служащего в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, об установлении, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.
Вопрос выработки мер по выявлению, устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.
В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения
гражданским служащим действия (бездействия), или состава преступления, данная информация
|
содержащего признаки административного правонарушения представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.
В! соответствии с частью 3.2 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ непринятие гражданским служащие, являющимся стороной конфликта | интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Типовые ситуации конфликта интересов на гражданской службе Российской Федерации и порядок их
урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в
отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность
гражданского служащего
1.1. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя (пункт 12 часть 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ. пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 273-Ф3).
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов па замещение вакантной должности гражданской службы является его родственник.
Комментарий
Оруществление гражданским служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
- гражданский служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник гражданского служащего;
- гражданский служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника гражданского служащего.
Согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
При этом необходимо отметить, что не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если гражданский служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
2.1. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная
заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
мЬры предотвращения и урегулирования
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнят^, иную оплачиваемую работу, если это| не повлечет за собой конфликт интересов (пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ).
Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации гражданский служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники гражданского служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.
В Случае если гражданский служащий самостоятельно не принял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой гражданский служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
Комментарий
Следует указать, что по иным видам государственной службы установлен более жесткий запрет на осуществл!ение иной оплачиваемой работы. Так, в частности, сотруднику органов внутренних дел запрещается работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),
2.2. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом гражданский служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Установленный Федеральным законом № 79-ФЗ уведомительный порядок направления гражданским служащим^ представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя.
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной
оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно и подробно в письменной форме изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
отношени выполнял личной за
|
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в организации, получающей платные услуги, родственники гражданского служащего уже 1 оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии штересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование гражданским служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями гражданского служащего;
гражданский служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.
При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.
Комментарий
При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями гражданского служащего. Например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае гражданский служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.
2.3. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу.
2.4. Описание ситуации
Гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения н урегулирования
Представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если гражданский служащий не принимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности или увольнении с гражданской службы.
Непринятие гражданским служащим,: являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (пункт 3.2 части 3 статьи 19 Федерального закона №79-ФЗ).
2.5. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
Представителю нанимателя рекомендуемся вывести гражданского служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у гражданского служащего возникла личная заинтересованность.
3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими
вкладами
3.1. Описание ситуации
Гражданский служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения н урегулирования
В случае если гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Федерального закона №79-ФЗ).
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым гражданский служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов. В этой связи гражданским служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, гражданский служащий! обязан уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов гражданскому служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет гражданский служащий или его родственники.
Комментарий
Данная ситуация аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников гражданского служащего ограничений на владение ценными бумагами законодательством не установлено.
3.2. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
Меры предотвращения п урегулирования
Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется до принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
4.1. Опйсание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения от физических лиц и/или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданские служащие не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения!). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим но акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий' сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области.
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых ие превышает трех тысяч рублей, в том числе, гражданским служащим, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении гражданским служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, следует оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок получен с нарушением требований законодательства Российской Федерации и гражданским служащим не соблюдаются запреты, связанные с гражданской службой, то в отношении гражданского служащего должны быть применены меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ.
Комментарий
Установлен запрет гражданским служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).
Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить гражданскому служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности гражданского служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и гражданской службе в целом.
То же самое относится и к подаркам, поЬучаемым от заинтересованной организации родственниками гражданского служащего. Действующее законодательство не устанавливает ограничения на получение подарков и иных благ родственниками гражданских служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять па действия и решения гражданского служащего.
4.2. Описание ситуации
Гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения гражданского служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
4.3. Описание ситуации
Гражданский служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении гражданским служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать гражданскому служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей. Рекомендовать гражданскому служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
имущественными обязательствами и судебными исание ситуации
|
5. Конфликт интересов, связанный разбирательствами
5.1. Оп
|
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления
нии организации, перед которой сам гражданский служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
еры предотвращения н урегулирования
этом случае гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется до разрешения имущественных вопросов отстранить
гражданского служащего от исполнения должно перед которой сам гражданский служащий, его
|
стных (служебных) обязанностей в отношении организации, родственники или иные лица, с которыми связана личная
заинтересованность гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.
5.2. Описание ситуации
!
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники гражданского служащего.
Гражданскому служащему следует у начальника о наличии личной заинтересованност
|
Меры предотвращения и урегулирования
ведомить представителя нанимателя, непосредственного \ в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
5.3. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему следует уредомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
5.4. Опйсание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, участвуют в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые являются участниками судебного разбирательства с гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с
которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
6. Конфликт интересов, связанный трудоустройством
с взаимодействием с бывшим работодателем и после увольнения с гражданской службы
В случае если указанные переговоры служащему следует уведомить представителя форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о
ской службы.
Ких служащих также связан целый ряд ситуаций, которые ущерб репутации государственного органа, но при этом не
|
ойстве после его увольнения с граждан трудоустройством бывших граждане
|
могут повлечь конфликт интересов и нанести
|
6.1. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на гражданскую службу.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на
представителя нанимателя, непосредственного начальника о и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
>{ется оценить, могут ли взаимоотношения гражданского на объективное исполнение должностных обязанностей и /шествует вероятность возникновения конфликта интересов, эанить гражданского служащего от исполнения должностных
|
трудоустройстве с организациями, в отно государственного управления. При поступлении
|
гражданскую службу, рекомендуется уведомить факте предыдущей работы в данной организации
Представителю нанимателя рекоменд) служащего с бывшим работодателем повлиять повлечь конфликт интересов. В случае если с) представителю нанимателя рекомендуется отстр (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.
Комментарий
Гражданский служащий, поступивший на гражданскую службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации. Возможна и обратная ситуация, при которой гражданский служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю. И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению гражданским служащим его должностных обязанностей.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для гражданского служащего, членов его семьи или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
6.2. Описание ситуации
Гражданский служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с гражданской службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем
)Ц1ении которых он осуществляет отдельные функции соответствующих предложений от проверяемой организации гражданскому служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с гражданской службы.
о последующем трудоустройстве начались, гражданскому нанимателя, непосредственного начальника в письменной
|
I 16
могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
- бывший гражданский служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором гражданский служащий ранее замещал должность;
- бывший гражданский служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором гражданский служащий ранее замещал должность;
- гражданский служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с гражданской службы заниматься их реализацией.
7. Ситуации, связанные с явным нарушением гражданским служащим установленных
запретов
7.1. Описание ситуации
Гражданский служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения н урегулирования
В соответствии с пунктом 11 части 11 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные й специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение Гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
7.2. Описание ситуации
Гражданский служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Гражданский служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданскому служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые гражданским служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если гражданский служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Несмотря на то, что рекомендации гражданского служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками гражданского служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
7.3. Описание ситуации
Гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых
ыми государствами, еры предотвращении и урегулирования
соответствии с пунктом 17 части
|
статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому
|
инострань М В
служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или Российским законодательством.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении
указанного разрешения рекомендуется уделить служащим иной оплачиваемой работы может по
|
особое внимание тому, насколько выполнение гражданским родить сомнение в его беспристрастности и объективности, а
также «выяснить», какую именно работу он там выполняет.
7.4. Описание ситуации
Гражданский служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ, при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения и урегулирования
гражданской службой, сведения, отнесенные конфиденциального характера, или служебную и должностных обязанностей (пункт 3 статьи
|
Гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с
в соответствии с федеральным законом к сведениям щформацию, ставшие ему известными в связи с исполнением 17 Федерального закона № 79-ФЗ). Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, Ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования гражданским служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к гражданскому служащему установленным законом мер ответственности за нарушение запретов, связанных с гражданской службой, учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим! своих должностных обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.
5. Информационные таблицы по основным правам, обязанностям гражданских служащих, а также по ограничениям и запретам, связанным с гражданской службой
Основные права
|
гражданских служащих
|
Организационнотехнические условия труда
|
Информационное
обеспечение
деятельности
гражданского
служащего
|
|
Прохождение
гражданской
службы
|
Социальная защита гражданского служащего
|
|
|
|
|
|
|
• ОзнакО!
|
мление со
|
• Ознакомление с
|
|
• Право на
|
• Оплата труда
|
|
служебным
|
материалами личнопс
|
5
|
должностной рост на
|
|
|
распорядком
|
дела
|
|
конкурсной основе
|
• Право на отдых
|
|
|
|
• Ознакомление с
|
|
|
|
|
• Право у
|
а перерыв
|
материалами о
|
|
|
• Защита сведений о
|
для отдых
|
1 и питания
|
правах и
|
|
|
гражданских
|
|
|
обязанностях
|
|
• Право на
|
служащих
|
|
|
гражданского
|
|
профессиональное
|
|
• Выходные дни
|
служащего
|
|
развитие
|
• Право на членство в
|
|
|
|
|
|
профсоюзах
|
|
|
• Ознакомление с
|
|
|
|
• Нерабочие
|
должностным
|
|
|
• Право на
|
праздни
|
чные дни
|
регламентом
|
|
|
рассмотрение
|
|
|
• Получение
|
|
|
индивидуальных
|
|
|
информации и
|
|
|
трудовых споров
|
• Право на
|
документов.
|
|
|
|
безопа
|
сные и
|
необходимых для
|
|
|
• Право на
|
здоровые условия
|
работы
|
|
|
проведение
|
труда
|
|
|
|
служебной проверки
|
|
'
|
•Доступ к сведениям
|
|
|
|
|
|
составляющим
|
|
|
• Медицинское
|
|
|
государственную
|
|
|
страхование
|
|
|
тайну
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• Пенсионное
|
|
|
• Доступ к объектам
|
|
|
обеспечение
|
|
|
государственного
|
|
|
|
|
|
воздействия
|
|
|
|
Основные обязанной
|
ти гражданских служащих
|
Исполнение
|
Поддержка
|
|
Соблюдение норм, требований
|
Информирование
руководства
|
|
|
|
|
|
• Должностных обязанностей
1 Поручений
• Необходимого уровня квалификации
............................................. 19
• Конституции РФ, законов, иных НПА,
обеспечение их исполнения
• Прав и законных интересов граждан и
организаций
• Служебного распорядка государственного органа
•Установленных ограничений, запретов, требований к служебному поведению
•Требований о неразглашении сведений, содержащих государственную тайну
•Требований о бережном отношении к государству
• О выходе из гражданства Российской Федерации
• О личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей
• О склонении к совершению коррупционных правонарушений
Ограничения, связанные с государственной службой
• Недееспособность, неполная дееспособность (признанные судом)
• Наличие заболевания, препятствующего службе
Выход из гражданства РФ
• Приобретение гражданства другого государства
1 Наличие гр; другого госуд;
Близкое родство или свойство с гражданским служащим в случае непосредственной подчиненности, подконтрольности
• Осуждение к наказанию судом
•Наличие неснятой (непогашенной) судимости
• Отказ от прохождения процедуры оформления пропуска к сведениям, составляющим тайну
• Представление ложных документов, ложных сведений
• Непредставление или представление ложных
сведений о доходах, имуществе и обязательстве
Запреты, связанные с гражданской службой
Оплачиваемая деятельность
|
Политическая
деятельность
|
Злоупотребления
служебным
положением
|
Нарушения требований и норм поведения
|
1 также в артий, ний, ций
|
• Участвовать на платной
основе в управлении коммерческими организациями (кроме установленных законов случаев)
• Осуществлять предпринимательскую деятельность
• Приобретать ценные акции, по которым предусмотрен доход
• Получать вознаграждения от физических и юридических лиц
• Выезжать по службе за пределы РФ за счет физических
и юридических лиц
• Замещать должности в ранее курируемых коммерческих
структурах в течение двух лет после увольнения с гражданской службы
• Замещать должности гражданской рлужбы в случае избрания (назначен ля) на государственную должность, на выборную должность в органы местного самоуправления, профсоюза
• Использ служебное по для агитг
(предвыборной, по
референдуму) интересах г объедине организа
• Создава государстве органах стр; партий, объединений, организаций
1 Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество
• Разглашать сведения конфиденциального характера после увольнения с гражданской службы
• Разглашать государственную тайну,сведения конфиденциального характера, служебную информацию
• Допускать публичные высказывания о государственных органах их руководителях и решениях
• Принимать без разрешения награды, звания от различных органов и организаций
6. Рекомендации по правилам поведения в ситу
|
ации коррупционной направленности
|
Возможные ситуации коррупционной нарравленности
|
|
Рекомендации по правилам поведения
|
1. Провокации
|
Во избежание проверяемой opi рекомендуется:
- не оставлять проверяющие, \
- в случае обна личных вещах кг самостоятельны? руководителю
|
возможных провокаций со стороны должностных лиц 'анизации в период проведения контрольных мероприятий
>ез присмотра служебные помещения, в которых работают личные вещи (одежда, портфели, сумки и т.д.); сужения после ухода посетителя, на рабочем месте или в жих-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких действий, немедленно доложить непосредственному
|
2. Если Вам предлагают взятку
|
-вести себя крг опрометчивых в либо как готовно
- внимательно (размеры сумм, передачи взятки
- постараться i следующей бес следующей встр
- не берите ини] позволяйте поте можно больше и
- при наличии у о взятке;
|
шне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская эюказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем сть, либо как категорический отказ принять взятку; ыслушать и точно запомнить предложенные Вам условия наименование товаров и характер услуг, сроки и способы последовательность решения вопросов); еренести вопрос о времени и месте передачи взятки до еды и предложить хорошо знакомое Вам место для зчи;
диативу в разговоре на себя, больше "работайте на прием", щиальному взяткодателю "выговориться", сообщить Вам как нформации;
Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение
|
|
|
|
- подготовить от
|
сьменное сообщение по данному факту
|
3. Угроза жизни и здоровью
|
Если оказывает здоровью граж сотрудников прс
- по возможное!
- с угрожающи^ агрессивными, с непосредственж организации;
- в случае есл выдвигают как: внешность угроз
- немедленно /, заявление в случившегося;
- в случае пос номер телефон диктофон;
- при получени сохранению воз в плотно закрыв
|
:я открытое давление или осуществляется угроза жизни и цанского служащего или членам его семьи со стороны >веряемой организации либо от других лиц рекомендуется: и скрытно включить записывающее устройство; ш держать себя хладнокровно, а если их действия становятся рочно сообщить об угрозах в правоохранительные органы и эму руководителю, вызвать руководителя проверяемой
и угрожают в спокойном гоне (без признаков агрессии) и ие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить кающих и пообещать подумать над их предложением; оложить о факте угрозы своему руководителю и написать травоохранительные органы с подробным изложением
тупления угроз по телефону, по возможности определить а, с которого поступил звонок, и записать разговор на
и угроз в письменной форме необходимо принять меры по можных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложив их аемый полиэтиленовый пакет
|
4. Конфликты интересов
|
- внимательно интересов;
- принимать мер
- сообщать нег потенциальном известно;
принять ме самостоятельно
- подчиниться интересов
|
этноситься к любой возможности возникновения конфликта
>ы по предотвращению конфликта интересов; юсредственному руководителю о любом реальном или конфликте интересов, как только Вам становится о нем
ры по преодолению возникшего конфликта интересов
или по согласованию с руководителем;
оешению по предотвращению или преодолению конфликта
|
- интересы вне гражданской службы
|
- гражданский (возмездно или совместимые с конфликту инте
- гражданский ни было должне этот вопрос со с
|
служащий не должен осуществлять деятельность, занимать безвозмездно) должность или негосударственный пост, не гражданской службой, а также если они могут привести к :>есов;
Служащий прежде чем соглашаться на замещение каких бы то >стей или постов вне гражданской службы обязан согласовать воим непосредственным руководителем
|
- участие в политической деятельности
|
- с учетом собл! обязан следить причастность к руководителей обязанности.
|
бдения своих конституционных прав гражданский служащий за тем, чтобы его участие в политической деятельности, политической полемике не влияли на уверенность граждан и :з его способности беспристрастно исполнять служебные
|
- подарки
|
- гражданский приглашения и членов его семь
|
служащий не должен просить (принимать) подарки (услуги, любые другие выгоды), предназначенные для него или для и, родственников, а также для
|
|
|
|
лиц или органу: отношения, спо беспристрастно^ вознаграждения, обязанностям;
- обычное госте законами форма его видимость
|
$аций, с которыми гражданский служащий имеет или имел собные повлиять или создать видимость влияния на его ть, стать вознаграждением или создать видимость имеющего отношение к исполняемым служебным
приимство и личные подарки в допускаемых федеральными х и размерах не должны создавать конфликт интересов или
|
- отношение к ненадлежащей выгоде
|
Если граждане < целью обеспечеь
- отказаться от н
- попытаться усп
- избегать дли" выгоды;
- в случае если отправителю, о^ органам;
- довести фак непосредственн
- продолжать рс которым была п
|
ому служащему предлагается ненадлежащая выгода, то с шя своей безопасности он обязан принять следующие меры: енадлежащей выгоды;
'ановить лицо, сделавшее такое предложение;
ельных контактов, связанных с предложением ненадлежащей
ненадлежащую выгоду нельзя ни отклонить, ни возвратить а должна быть передана соответствующим государственным
г предложения ненадлежащей выгоды до сведения )го руководителя;
боту в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с эедложена ненадлежащая выгода
|
- уязвимость гражданского служащего
|
- гражданский возникновения вынудить его организации.
|
служащий в своем поведении не должен допускать или создания ситуаций или их видимости, которые могут оказать услугу или предпочтение другому лицу или
|
- злоупотребление служебным положением
|
- гражданский предпочтения должностным П(
- гра;кданский какое бы то hi гражданских cj предлагая им не
|
служащий не должен предлагать никаких услуг, оказания ши иных выгод, каким-либо образом связанных с его шожением, если у него нет на это законного основания; служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на [ было лицо или организацию, в том числе и на других [ужащих, пользуясь своим служебным положением или тадлежащую выгоду.
|
- использование служебного положения и имущества
|
- гражданский вверенным ему средствами бы. непринятие указ
- гравданский средств и иму1 установленном
|
служащий должен принимать меры, чтобы управление имуществом, подчиненными службами и финансовыми по компетентно, экономно и эффективно, учитывая, что анных мер может быть оценено как конфликт интересов; служащий обязан не допускать использования указанных цества во внеслужебных целях, если это не разрешено в законом порядке
|
- использование информации
|
- гражданский информацию т органе норм и законами;
- гражданский обеспечения га] которую он нес с исполнением
|
служащий может сообщать и использовать служебную слько при соблюдении действующих в государственном требований, принятых в соответствии с федеральными
служащий обязан принимать соответствующие меры для эантии безопасности и конфиденциальности информации, за гг ответственность или (и) которая стала известна ему в связи :лужебных обязанностей;
|
|
|
|
|
гражданский служебной инфс гражданский информацию, к: обязанностей up - служащий не может или долж
|
служащий не должен стремиться получить доступ к рмации, не относящейся к его компетенции;
служащий не должен использовать не по назначению >торую он может получить при исполнении своих служебных и в связи с ними;
должен задерживать официальную информацию, которая на быть предана гласности
|
- интересы после прекращения гражданской службы
|
граждански гражданской завершения’, граждански работы спосо интересов, и в э
а) незамедлите конкретном пр( принять согласс прохождением
б) сообщить р принять меры к
- бывший гра> бы то ни было консультировав преимущества з
- бывший гр распространять гражданского с использование
|
\ служащий не должен использовать свое нахождение на лужбе для получения предложений работы после ее
й служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой эствовала реальному или потенциальному конфликту гой связи обязан:
гаьно доложить непосредственному руководителю о любом дложении работы после завершения гражданской службы, и ванное решение о совместимости предложения с дальнейшим 'ражданской службы;
уководителю о своем согласии на предложение работы и недопущению возникновения конфликта интересов; сданский служащий не должен действовать от имени какого иица или организации в деле, по которому он действовал или от имени гражданской службы, что даю бы дополнительные тому лицу или этой организации;
зжданский служащий не должен использовать или конфиденциальную информацию, полученную им в качестве служащего, кроме случаев специального разрешения на ее з соответствии с законодательством
|
- отношения с бывшими гражданскими служащими
|
- гражданский гражданским с ест это может
|
служащий не должен оказывать особое внимание бывшим ужащим и предоставлять им доступ в государственный орган, создать конфликт интересов
|
Гражданский служащий обязан уведомлять руководителя службы по тарифам Астраханской о органы - обо всех случаях обращения к граждг совершению коррупционных правонарушений.
Гражданский служащий обязан в тот же день целях склонения к совершению коррупционных п с порядком уведомления представителя наь государственного гражданского служащего слуз коррупционных правонарушений.
|
в письменном виде представителя нанимателя — бласти, органы прокуратуры или другие государственные неким служащим каких-либо лиц в целях склонения к
уведомить о случае обращения к нему каких-либо лиц в равонарушений представителя нанимателя в соответствии симателя о фактах обращения в целях склонения кбы по тарифам Астраханской области к совершению
|
|
|
|
|
|