В 2014 году служба по тарифам Астраханской области (далее – Служба) осуществляла государственное регулирование цен (тарифов), региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов), а также региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых Правительством Астраханской области цен (тарифов) в соответствии с действующим федеральным законодательством, определяющим основы ценовой политики страны, и региональными нормативными правовыми актами.
Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области являются:
- доступность продукции, товаров и услуг для потребителей;
- компенсация экономически обоснованных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей продукции, товаров и услуг.
Соблюдение вышеуказанных принципов позволило Службе в 2014 году исключить экономически необоснованные расходы хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование (согласование) цен (тарифов), и обеспечить доступность продукции, товаров и услуг для потребителей.
1.Тарифное регулирование в сфере газоснабжения
1.1. Природный газ
Реализацию природного газ населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, для потребления газа с использованием местных бытовых приборов (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах) на территории Астраханской области осуществляет ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань».
Установленные розничные цены на природный газ представляют собой сумму следующих слагаемых, утверждаемых Федеральной службой по тарифам:
- оптовая цена на газ;
- тариф на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям;
- плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, реализующего газ на территории Астраханской области.
В соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению, утвержденными приказом ФСТ России от 27.10.2011 №252-э/2. (далее – Методические указания), розничные цены на природный газ установлены дифференцированно по четко определенным направлениям (наборам направлений) использования газа. Это касается приготовления пищи, нагрева воды, отопления и (или) выработки электроэнергии.
В соответствии с изменениями, внесенными в Методические указания, розничные цены на газ утверждаются не менее чем на год одновременно с пересмотром регулируемых оптовых цен на газ, определяемых в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период (далее – Прогноз).
Приказами ФСТ России от 25.03.2014 № 64-э/1 и от 04.03.2014 № 36-э/5 на период с 1 июля 2014 года утверждены оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение» на территории Астраханской области.
Действующий размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», утвержден приказом ФСТ России от 27.11.2012 № 294-э/22.
Учитывая изложенное, постановлением Службы от 18.06.2014 № 19 внесены изменения в постановление Службы от 17.12.2013 № 224 «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Астраханской области ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань».
Розничная цена на природный газ для населения на территории Астраханской области на период с 01.07.2014 составляет 4522,46 руб./1000м3 (с НДС). По отношению к цене, установленной на период с 01.01.2014, темп роста розничной цены составил 104,1%, что полностью соответствует параметрам Прогноза на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.
Розничные цены на природный газ для населения на период с 01.07.2015 будут пересмотрены Службой с соответствии с требованиями законодательства в случае изменения ФСТ России оптовой цены на природный газ, реализуемый населению, в пределах темпа роста, определенного на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов - 107,5%.
Так как на территории Астраханской области поставку природного газа населению осуществляет один поставщик газа – ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», в соответствии с требованиями п. 10 Методических указаний, розничные цены на природный газ на территории Астраханской области сформированы без территориальной дифференциации, то есть являются едиными для потребителей на всей территории региона.
Во избежание резких изменений розничных цен на природный газ и проведения взвешенной ценовой политики, при формировании розничных цен на природный газ по направлениям использования Службой применены расчетные коэффициенты дифференциации розничной цены, позволяющие обеспечить рост розничных цен на природный газ в пределах уровней, определенных Прогнозом.
На территории Астраханской области реализация программ газификации, финансируемых за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в 2014 году не планировалась и соответственно специальные надбавки для финансирования программ газификации на 2014-2015гг. Службой не устанавливались.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.3013 №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» и в соответствии с методические указания по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными приказом ФСТ России от 28.04.2014 №101-э/3 Службой впервые было осуществлено регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения в отношении двух газораспределительные организации - ОАО «Газпром газораспределение» и ООО ПФ «Юменс».
На 2014 год плата за технологическое присоединение была установлена постановлением Службы от 06.11.2014 №74 «О плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение», расположенным на территории Астраханской области, на 2014 год», на 2015 год - постановлениями Службы:
- от 07.11.2014 №75 «О плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение», расположенным на территории Астраханской области, на 2015 год» ;
- от 18.12.2014 №242 «О плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО ПФ «Юменс», на 2015 год».
Для потребителей ОАО «Газпром газораспределение» размер платы за технологическое присоединение установлен в пределах ценовых рамок, определенных Методическими указаниями - не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей исходя из размера экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год. В связи с тем, что размер экономически обоснованной платы превышает размер платы, установленный постановлением Службы, прогнозный размер выпадающих доходов ОАО «Газпром газораспределение» от установления платы за технологическое присоединение в 2015 году составит 54,659 млн.рублей.
Постановлением Службы от 18.12.2014 № 242 ООО ПФ «Юменс» установлен экономически обоснованный размер платы за технологическое присоединение, которой не выходит за рамки предельных размеров платы, определенных пунктом 8 Методических указаний.
В 2014 году стандартизированные тарифные ставки платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, определяющие ее величину, не устанавливались в связи с отсутствием предложений газораспределительных организаций.
Экономический эффект (снижение ценовой нагрузки на потребителя) от регулирования в 2014 году платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям составил 433,1 млн.рублей.
В связи с планируемым приобретением ОАО «Газпром газораспределение» газораспределительных сетей, принадлежащих Астраханской области, по схеме финансовой аренды (лизинга), Службой была проведена оценка влияния лизинга на тариф на транспортировку природного газа и цену на природный газ.
На основании требований п. 17 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021, Службой проведен анализ обоснованности предложений ОАО «Газпром газораспределение» и ООО ПФ «ЮМЕНС» в отношении уровней тарифов на услуги по транспортировке газа на 2015 год, заключения направлены в ФСТ России в установленном порядке.
1.2. Сжиженный газ
Реализацию сжиженного газ населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), на территории Астраханской области осуществляют ООО «ГЭС Поволжье» и ООО «НОВАТЭК-АЗК» (потребителями ООО «НОВАТЭК-АЗК» является население поселков Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак Астраханской области).
Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый потребителям ООО «ГЭС Поволжье», не изменялись в течение двух лет. Постановлением Службы от 18.06.2014 №20 с 1 июля 2014 года установлены новые предельные максимальные розничные цены, дифференцированные по категориям реализации сжиженного газа потребителям. Темп роста розничной цены составил 104,2%, что соответствует параметрам Прогноза на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.
Предельный максимальный уровень розничной цены на сжиженный газ, реализуемый ООО «НОВАТЭК-АЗК», сохраняется на уровне цены, утвержденной постановлением Службы от 22.12.2010 №206, и составляет 43,7 руб./кг (с НДС) при реализации сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок.
Экономический эффект (снижение ценовой нагрузки на потребителя) от регулирования в 2014 году розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, составил 14,56 млн.рублей.
2.Тарифное регулирование в сфере электроэнергетики
В сфере электроэнергетики тарифные решения Службой приняты в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в рамках предельных уровней, определенных приказами ФСТ России от 10.10.2014 № 225-э/, от 05.12.2014 №289-э/3 и от 09.12.2014 №296-э/2.
В сфере оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 2014 года Службой принято:
- 1 постановление об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2015 год;
- 23 распоряжения об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
- 6 распоряжений об установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальным сетевым организациям, осуществляющим услуги по передаче электрической энергии. Указанные решения были приняты во исполнение требований п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 №750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе» (далее – Постановление №750);
- 2 решения об установлении величины технологического расхода (потерь) электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Астраханской области.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Астраханской области (далее – единые (котловые) тарифы) сформированы одновременно в двух вариантах (в двухставочном тарифе и в одноставочном тарифе) с учетом требований законодательства с календарной разбивкой по полугодиям, исходя из непревышения величины тарифов в первом полугодии 2015 года над величиной соответствующих тарифов, действующих во втором полугодии 2014 года.
Рост одноставочных тарифов с 1 июля 2015 года в соответствии с показателями Прогноза на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов составил 107,5%. При этом в двухставочных тарифах рост ставки на содержание электрических сетей в результате изменения порядка распределения величины перекрестного субсидирования существенно превысил показатели Прогноза, а рост ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях существенно снизился (в соответствии с Постановлением №750 величина перекрестного субсидирования учтена в ставках на содержание электрических сетей).
Постановлением №750 для Астраханской области определена предельная величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, в размере 728,4 млн.рублей. В установленных единых (котловых) тарифах 2015 год данная величина составила 725,09 млн.рублей.
Расчет тарифов выполнен с учетом показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2015 год, утвержденного приказом ФСТ России от 27.06.2014 №170-э/1.
При формировании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2015 год учтена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) 22 территориальных сетевых организаций на общую сумму 212,8 млн.рублей.
Экономический эффект от установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год составил 653,3 млн. рублей.
В сфере энергоснабжения в течение 2014 года Службой принято:
- 3 постановления об установлении сбытовых надбавок гарантирующим поставщикам;
- 1 постановление об установлении тарифов на электрическую энергию для населения;
- 1 постановление об установлении понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для населения Астраханской области.
На территории Астраханской области в границах соответствующих зон регулируемую деятельность осуществляют 3 гарантирующих поставщика электрической энергии: ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», ОАО «Оборонэнергосбыт», которым постановлениями Службы установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Экономический эффект от регулирования сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в 2014 году составил 332,9 млн. рублей.
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Астраханской области на 2015 год установлены постановлением службы от 17.12.2014 № 213. Учитывая, что на территории Астраханской области стабильно сохраняется доля потребления электроэнергии населением, проживающим в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотпительными установками), и высокая доля потребления электроэнергии жителями сельских населенных пунктов, с целью сохранения стабильной социальной обстановки в регионе, постановлением службы от 12.12.2014 №183 сохранено применение на 2015 год понижающего коэффициента 0,7 в отношении указанных групп потребителей.
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Астраханской области на 2015 год сформированы с календарной разбивкой по полугодиям в пределах минимальных уровней, определенных приказом ФСТ России от 10.10.2014 №225-э/1. При этом тарифы I полугодия 2015 года сохранены на уровне тарифов, действовавших во II полугодии 2014 года. Темп роста тарифов II полугодия 2015 года к I полугодию 2015 года составит 107,45%.
Установленные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на 2015 год сформированы без учета применения социальных норм потребления электроэнергии.
В рамках регулирования платы за технологическое присоединений к электрическим сетям в течение 2014 года Службой принято:
- 11 распоряжений об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальным проектам;
- 28 постановлений об установлении ставок за единицу максимальной мощности и стандартизированных ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Экономический эффект от государственного регулирования платы за технологическое присоединение составил 555,7 млн. рублей.
На основании Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» в течение 2014 года Службой принято:
- 18 распоряжений об установлении плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для электросетевых организаций;
- 24 распоряжения об установлении фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для электросетевых организаций по итогам 2013 года.
В ходе проведенных мероприятий по итогам 2013 года выявлены отрицательные значения фактических показателей надежности и качества услуг в отношении 5 электросетевых организаций. Фактические значения достигнутых показателей надежности и качества услуг по итогам 2013 года учтены Службой при принятии тарифных решений на 2015 год.
При государственном регулировании тарифов в сфере электроэнергетики применены:
- метод экономически обоснованных расходов при регулировании сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
- метод доходности инвестированного капитала при регулировании филиала ОАО «МРСК Юга»-«Астраханьэнерго»;
- метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки при регулировании индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
- метод сравнения аналогов при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальным сетевым организациям.
Всего экономический эффект от государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики в 2014 году составил 1541,9 млн. рублей.
3. Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения
В соответствии с приказами ФСТ России от 07.06.2013 №163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» и от 13.06.2013 №760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» для 60 теплоснабжающих организаций Службой на 2015 год утверждены тарифы:
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (оплачивающим производство и передачу тепловой энергии), в числе которых население,
- тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии (производство тепловой энергии).
Кроме того, для каждой теплосетевой организации утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Для каждой теплоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по горячему водоснабжению с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (9 организаций), в соответствии с действующим законодательством постановлениями Службы установлены тарифы на теплоноситель на 2015 год. Тарифы на теплоноситель установлены в виде одноставочного тарифа по виду теплоносителя вода.
Расходы на финансирование инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в тарифы на тепловую энергию на 2015 год не включались ввиду отсутствия утвержденных в установленном законодательством порядке инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.
В соответствии с заявлениями организаций о выборе метода регулирования в 2014 году Службой впервые осуществлено долгосрочное регулирование (на 2015-2017 годы) тарифов на тепловую энергию и теплоноситель с установлением долгосрочных параметров регулирования – для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», ООО «Газпром энерго», МП «Теплосети». Также впервые установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0.1 Гкал/ч и не превышает 1.5 Гкал/ч, к системе теплоснабжения (для ООО «Газпром энерго»).
При государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения применены:
- метод экономически обоснованных расходов (затрат) (для 57 организаций).
- метод индексации установленных тарифов (для 3 организаций).
В соответствии с приказом ФСТ России от 11.10.2014 №227-э/3 установлены максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Астраханской области на 2015 год с календарной разбивкой:
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 на уровне тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2014;
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 на уровне среднего тарифа по Астраханской области, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2014, и максимальной величины роста тарифов в размере 109,9%.
Наиболее высокие темпы роста тарифов на тепловую энергию во II полугодии 2015 года наблюдаются у ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» (108,7%) и ОАО «ТЭЦ-СЕВЕРНАЯ» (111%), что превышает параметры Прогноза на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Высокие темпы роста тарифов являются следствием исполнения приказов ФСТ России о рассмотрении разногласий между Службой и вышеуказанными теплоснабжающими организациями по итогам установления тарифов на тепловую энергию в предыдущие периоды.
В отчетном году администрацией муниципального образования «Город Нариманов» проводилась подготовка к проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения города Нариманов Астраханской области. В соответствии с федеральным законодательством Службой подготовлены и направлены в администрацию муниципального образования сведения о ценах, значениях и параметрах государственного регулирования цен (тарифов) в отношении объектов теплоснабжения, выставляемых на конкурс, а также согласованы значения долгосрочных параметров регулирования тарифов и метод регулирования тарифов, предложенные в заявлении о подготовке конкурсной документации.
Проведенная Службой экспертиза материалов теплоснабжающих и теплосетевых организаций, представленных для установления тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год, позволили снизить тарифную нагрузку на потребителей, в том числе население. Суммарный экономический эффект от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения составил 3 183,82 млн. рублей, в том числе от государственного регулирования:
- тарифов на тепловую энергию (мощность) – 3 174,328 млн. рублей (с учётом тарифов ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго»);
- тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя – 4,395 млн. рублей;
- платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения – 5,099 млн. рублей.
4. Регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов
На территории региона регулируемую деятельность осуществляют 6 организаций коммунального комплекса, обеспечивающей утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов, для каждой из которых в соответствии с действующим законодательством постановлениями Службы согласованы производственные программы в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов на период с 01.01.2014 до 31.12.2016 (5 организаций) и с 01.02.2015 до 31.01.2018 (1 организация). Одноставочные тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов установлены с календарной разбивкой методом установления фиксированных тарифов.
На федеральном уровне предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации не установлены.
Величина изменения установленных Службой тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на вышеуказанный период не превышает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Астраханской области, установленные постановлением Службы от 31.10.2013 №62.
В рамках проведенных экспертиз материалов организаций коммунального комплекса, представленных для установления тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, Службой проведена проверка обоснованности производственных программ, расчетов тарифов на услуги каждой организации, оценка доступности указанных тарифов для потребителей услуг организаций коммунального комплекса с применением системы критериев, установленной распоряжением Службы от 27.02.2013 № 12.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, сложившийся за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил:
на 2015 год – 3,0 млн. руб.;
на 2016 год – 3,1 млн. руб.;
на 2017 год – 0,7 млн. руб.
5. Регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения
С 01.01.2013 отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
На территории Астраханской области государственное регулирование тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2015 год осуществлено Службой в отношении 91 организации.
В соответствии с приказом ФСТ России от 11.10.2014 № 228-э/4 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год» тарифы на 2015 год установлены Службой с календарной разбивкой, в том числе:
- 110 тарифов в сфере холодного водоснабжения;
- 47 тарифов в сфере водоотведения.
По отношению к показателям 2014 года величина изменения тарифов организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения, в среднем по Астраханской области, не превышает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, утвержденные приказом ФСТ России:
- с 01.01.2015 до 30.06.2015 – 100%;
- с 01.07.2015 до 31.12.2015 – 112,5%.
Высокий предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов обусловлен реализацией мероприятий по модернизации систем водоснабжения и водоотведения, предусмотренных инвестиционной программой МУП г.Астрахани «Астрводоканал» по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Астрахани на период 2015-2019 годы, утвержденной распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23.04.2014 №12-р.
В 2014 году Службой впервые установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (постановление службы по тарифам Астраханской области от 29.10.2014 № 53 «Об установлении МУП г. Астрахани «Астрводоканал» тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения»).
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования тарифов организаций в сферах холодного водоснабжения и водоотведения, сложившийся за счет исключения необоснованных затрат регулируемых организаций по регулируемым видам деятельности на основании проведенных специалистами Службы экспертиз (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 800,5 млн. руб.
6. Регулирование тарифов на горячую воду
Регулирование тарифов на горячую воду при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии с требованиями действующего законодательства тарифы на горячую воду на 2015 год установлены Службой в виде двухкомпонентных тарифов, состоящих из:
- компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в случае поставки горячей воды с использованием закрытых систем горячего водоснабжения;
- компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию в случае поставки горячей воды с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Поставку горячей воды на территории Астраханской области по состоянию на 31.12.2014 осуществляют 11 организаций. На 2015 год Службой установлено:
- 5 тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием закрытых систем горячего водоснабжения,
- 8 тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Предельные темпы роста тарифов на горячую воду на 2014 год не установлены. Факторами, определяющими величину тарифов на горячую воду, являются тарифы на холодную воду (или теплоноситель) и тепловую энергию, входящие в состав компонентов.
7. Регулирование цен (тарифов) в сфере социально
значимой продукции (товаров, услуг)
В соответствии с постановлениями Правительства Астраханской области от 06.04.2005 №49-П «О службе по тарифам Астраханской области» и от 02.07.2008 №346-П «О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг» Служба осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере социально значимой продукции (товаров, услуг) путем:
- проведения экспертиз предложений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов (цен) и (или) их предельных уровней;
- подготовки проектов постановлений Правительства Астраханской области об установлении тарифов (цен), о внесении изменений в действующие постановления Правительства Астраханской области или мотивированного заключения об отказе в установлении тарифов (цен).
7.1. Регулирование цен (тарифов) на твердое топливо и керосин,
реализуемые населению
Постановлениями Правительства Астраханской области установлены и введены в действие с 01.01.2015 предельные максимальные уровни цен на уголь, реализуемый на территории Астраханской области гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье:
- ОАО «Ахтубинсктоппром» - от 13.10.2014 №435-П (темп роста уровня цен II полугодия 2015г. к I полугодию 2015г. – 107,3%);
- ООО «Харабалинский уголь» - от 18.07.2014 №272-П (темп роста - 100%).
Постановлениями Правительства Астраханской области установлены и введены в действие с 01.01.2015 предельные максимальные уровни цен на дрова, реализуемые на территории Астраханской области автономными учреждениями Астраханской области гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье:
- АУ АО «Ахтубинский лесхоз» - от 13.10.2014 №434-П (темпы роста уровня цен II полугодия 2015г. к I полугодию 2015г. на мягколиственные дрова - 102,3%, на твердолиственные дрова - 107,2%);
- АУ АО «Камызякский лесхоз» - от 18.08.2014 №326-П (темпы роста -101,3%, 105,4%);
- АУ АО «Черноярский лесхоз» (в 2014 году изменено наименование с АУ АО «Енотаевский лесхоз» на АУ АО «Черноярский лесхоз») - от 18.08.2014 №327-П (темпы роста - 102,6%, 100,5%);
- АУ АО «Красноярский лесхоз» - от 30.07.2014 №305-П (темпы роста – 100%);
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению на 2015 год, за счет исключения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 8,44 млн. руб.
7.2. Регулирование цен (тарифов) в сфере транспортных услуг
7.2.1. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
В результате проведенных Службой экспертиз предложений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов (цен) постановлениями Правительства Астраханской области установлены предельные максимальные уровни тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа:
1) в городе Астрахани:
? в соответствии с Дорожной картой развития проекта «Универсальная электронная карта» в Астраханской области на 2014-2016г.г., постановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2014 №634-П установлены предельные максимальные уровни тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильными транспортными средствами категории М3;
- с 01.01.2015 в размере 15 руб. при наличной форме оплаты, что на 7,1% выше уровня тарифа, действовавшего в 2014 году;
- с 01.03.2015 в размере 14 руб. при безналичной форме оплаты.
Выпадающие доходы от разницы в тарифах, подлежащие возмещению за счет средств бюджета Астраханской области, составят 148,3 млн.руб., что на 271,7 млн.руб. меньше предложения организаций (ОАО «АстраханьПассажир-Транс», ГП АО «ПАТП №3»);
? автомобильными транспортными средствами категории М2 (представитель перевозчиков ИП Кузнецова Н.А.) в размере 16 руб., что на 6,7% выше уровня тарифа, действовавшего в 2014 году, и на 5 руб. или 23,8% меньше предложенного представителем перевозчиков (постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2014 №659-П).
2) в городе Ахтубинске:
- автомобильными транспортными средствами категории М2 (представитель перевозчиков ИП Якубов О.Р.) в размере 15,0 руб., что соответствует предельному максимальному уровню тарифа, действовавшего в 2014 году, и на 16,54 руб. или 52,4% меньше предложенного представителем перевозчиков ИП Якубовым О.Р. (постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2014 №581-П);
3) в пригородном сообщении:
- автомобильными транспортными средствами категории М2 в размере 1,45 руб./км, что на 0,03 руб./км или на 2,1% выше действовавшего в 2014 году предельного максимального уровня тарифа и на 0,81 руб. или 35,2% меньше предложенного представителем перевозчиков ИП Куксиной О.А. (постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2014 №635-П);
- автомобильными транспортными средствами категории М3 в размере 1,49 руб./км, что на 0,03 руб./км или на 2% выше действовавшего в 2014 году предельного максимального уровня тарифа и на 1,01 руб. или на 40,4% меньше предложенного представителем перевозчиков ИП Елесиной Л.И. (постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2014 №635-П).
7.2.2. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении
В результате проведенной Службой экспертизы предложения хозяйствующего субъекта об установлении тарифов (цен), постановлением Правительства Астраханской области от 22.10.2014 №463-П для ОАО «Волгоградтранспригород» установлен и введен в действие с 01.01.2015 предельный максимальный уровень тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Астраханской области в размере 17,67 руб. за 1 зону (10 пассажиро-километров). Рост тарифа составил 6% к уровню 2014 года, что не превышает рост цен (тарифов) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, определенный Прогнозом на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов.
Выпадающие доходы от разницы в тарифах, подлежащие возмещению за счет бюджетных средств, составят 19,8 млн.руб. (в общем объеме за счет средств федерального бюджета), что на 9,5 млн.руб. меньше предложения организации.
7.2.3. Транспортные услуги, выполняемые на подъездных
путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта
В результате проведенных Службой экспертиз предложений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов (цен) постановлениями Правительства Астраханской области установлены и введены в действие с 01.01.2015:
- предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые ООО «Лукойл-Астраханьэнерго» на подъездных железнодорожных путях (постановление от 29.08.2014 №341- П). Уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по отношению к уровню тарифа, действовавшего в 2014 году, увеличен на 31%, что обусловлено снижением объема предоставляемых организацией услуг на 19,2%. По отношению к предложенному организацией тарифу на 2015 год уровень тарифа снижен в 2,8 раза;
- предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги (пользование подъездным железнодорожным путем), оказываемые ООО «ПКФ «Путеец» на подъездных железнодорожных путях (постановление от 13.10.2014 №433-П). По отношению к уровням тарифов, действовавших в 2014 году, увеличены:
• за текущее содержание подъездных железнодорожных путей на 12%;
• за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям на 2,6%.
По отношению к тарифам, предложенным организацией к установлению на 2015 год, снижение составило:
• за текущее содержание подъездных железнодорожных путей на 10%;
• за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям на 24,7%.
- предельный максимальный уровень тарифов на транспортные услуги:
1) подача и уборка вагонов, оказываемые ООО «Газпромтранс» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление от 22.10.2014 №464-П). Уровень тарифов на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по отношению к действовавшим в 2014 году тарифам увеличен (в зависимости от вида перевозимого груза) на 2,5%-5,6%. По отношению к предложенному к установлению организацией уровню тарифов на 2015 год уровень тарифов снижен на 24% - 84%.
2) пользование подъездным железнодорожным путем (текущее содержание), оказываемые ООО «Газпромтранс» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление от 22.10.2014 №464-П). Уровень тарифа на транспортную услугу (текущее содержание), оказываемую на подъездных железнодорожных путях, по отношению к действовавшему в 2014 году уровню тарифа, увеличен на 4 рубля или в 3 раза. По отношению к тарифу, предложенному организацией к установлению на 2015 год, снижен в 6 раз.
- предельный максимальный уровень тарифов на транспортные услуги:
1) пользование подъездным железнодорожным путем (пропуск вагонов), оказываемые ЗАО «Астраханский морской порт» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление от 11.12.2014 №565-П). Уровень тарифов на транспортные услуги (пропуск вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по отношению к действовавшему в 2014 году тарифу снижен в 2,6 раза. По отношению к предложенному организацией к установлению на 2015 год тарифу уровень тарифов снижен в 2,5 раза.
2) пользование подъездным железнодорожным путем (текущее содержание), оказываемые ЗАО «Астраханский морской порт» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление от 11.12.2014 №565-П). Уровень тарифа на транспортную услугу (текущее содержание), оказываемую на подъездных железнодорожных путях, по отношению к действовавшему в 2014 году тарифу увеличен на 4,4%, по отношению к предложенному к установлению организацией тарифу снижен в 4,9 раза.
Темп роста предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования на территории Астраханской области, на 2015 год (%):
1 ряд – темп роста предельных максимальных уровней тарифов, установленных постановлениями Правительства Астраханской области, к уровню тарифов, действовавших в 2014 году.
2 ряд – темп роста предельных максимальных уровней тарифов, предложенных к установлению хозяйствующими субъектами, к уровню тарифов, действовавших в 2014 году.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования цен в сфере перевозки пассажиров и багажа, транспортных услуг, выполняемых на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, за счет исключения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 658,6 млн. руб.
7.2.4. Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом
В соответствии со ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками. Только в случаях предоставления дотаций на осуществление перевозок пассажиров и их багажа за счет средств соответствующих бюджетов, плата за перевозки пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров устанавливается перевозчиками по согласованию с субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Астраханской области от 16.03.2011 №53-П согласована плата за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам Астраханской области речным транспортом в размере 36 руб. в пригородном сообщении и 26 руб. в местном сообщении. Установленный размер платы согласован на период действия 2011 год и действует до настоящего времени.
В 2014 году Службой проведена экспертиза материалов ГП АО «Пассажирское автотранспортное предприятие №3», представленных в министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области для согласования на 2015 год платы за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам Астраханской области речным транспортом в размере 40 руб. в пригородном сообщении и 30 руб. в местном сообщении.
В результате проведенной Службой экспертизы, экономически обоснованный размер платы за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам Астраханской области речным транспортом снижен в 2,6 раза, что позволило (при условии согласования платы в предложенном размере) снизить тарифную нагрузку на потребителей при оплате услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров речным транспортом на 31,93 млн.руб.
Соответствующий проект постановления Правительства Астраханской области о согласовании на 2015 год платы за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам Астраханской области речным транспортом, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 13.02.2008 №65-П, выносит на рассмотрение Правительства Астраханской области министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.
7.2.5. Технический осмотр транспортных средств
В результате проведенной Службой экспертизы предложений хозяйствующих субъектов об установлении размера платы постановлением Правительства Астраханской области от 11.12.2014 №564-П установлен предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств. Размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств по отношению к действовавшему в 2014 году увеличен на 8,5%.
Проведенная специалистами Службы экспертиза позволила снизить тарифную нагрузку на потребителей при оплате услуг за проведение технического осмотра транспортных средств на 16,2 млн.руб.
7.2.6. Сборы, взимаемые службой государственного технического надзора Астраханской области
В результате проведенной Службой экспертизы предложения хозяйствующего субъекта об установлении размеров сборов постановлением Правительства Астраханской области от 14.11.2014 №518-П установлены размеры сборов, взимаемых службой государственного технического надзора Астраханской области, которые в 2015 году увеличатся на 4,7-5,5% по отношению к действовавшим в 2014 году.
7.2.7. Перемещение и хранение задержанных транспортных средств
В результате проведенной Службой экспертизы предложений хозяйствующих субъектов об установлении на 2015 год размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, постановлением Правительства Астраханской области от 28.01.2015 №20-П внесено изменение в постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 №601-П в части изменения размеров платы.
Установленные размеры платы по отношению к действовавшим в 2014 году снижены:
- за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на 10%-14,3%,
- за перемещение задержанных транспортных средств на 21%.
По отношению к предложению организации установленные размеры платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках снижены в 1,2-23 раза, за перемещение транспортных средств - в 1,1 раза.
Проведенная специалистами Службы экспертиза позволила снизить тарифную нагрузку на потребителей при оплате расходов за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на 3,5 млн.руб.
8. Регулирование иных цен (тарифов, торговых надбавок)
8.1. Постановлениями Правительства Астраханской области от 26.02.2010 №67-П (с изменениями от 03.08.2010, от 25.03.2013 №82-П ) и от 27.02.2010 №68-П (с изменениями от 03.08.2010, от 15.03.2013 №64-П) установлены:
- предельные розничные и оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, кроме наркотических лекарственных средств и психотропных веществ;
- предельные розничные и оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на наркотические лекарственные средства, психотропные вещества, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Обращение министерства здравоохранения Астраханской области, содержащее обоснованные предложения об изменении установленных предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (препараты), в Службу в 2014 году не поступало.
По поручению ФСТ России Службой ежеквартально проводился мониторинг размера торговых надбавок на лекарственные средства, результаты мониторинга направлены в ФСТ России.
Информация о величинах предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (препараты) в 2012- 2015 годах указана в таблице:
Наименование 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
1. Предельные оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, кроме наркотических лекарственных средств и психотропных веществ:
1.1. в разрезе ценовой группы до 50 руб. включительно 11,73 11,73 11,73 11,73
1.2. в разрезе ценовой группы свыше 50 руб. до 500 руб. 12,0 12,0 12,0 12,0
1.3. в разрезе ценовой группы свыше 500 руб. 11,75 11,75 11,75 11,75
2. Предельные оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на наркотические лекарственные средства, психотропные вещества, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:
2.1. в разрезе ценовой группы до 50 руб. включительно 35 35 35 35
2.2. в разрезе ценовой группы свыше 50 руб. до 500 руб. 35 35 35 35
2.3. в разрезе ценовой группы свыше 500 руб. 35 35 35 35
3. Предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, кроме наркотических лекарственных препаратов и психотропных веществ:
3.1. в разрезе ценовой группы до 50 руб. включительно 24,6 24,6 24,6 24,6
3.2. в разрезе ценовой группы свыше 50 руб. до 500 руб. 24,9 24,9 24,9 24,9
3.3. в разрезе ценовой группы свыше 500 руб. 24,3 24,3 24,3 24,3
4. Предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на наркотические лекарственные препараты и психотропные вещества, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:
4.1. в разрезе ценовой группы до 50 руб. включительно 49 49 49 49
4.2. в разрезе ценовой группы свыше 50 руб. до 500 руб. 49 49 49 49
4.3. в разрезе ценовой группы свыше 500 руб. 41 41 41 41
8.2. Постановлениями Правительства Астраханской области от 30.12.2014 №699-П «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг государственными организациями социального обслуживания без обеспечения проживания» (19 поставщиков социальных услуг), от 30.12.2014 №670-П «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг государственными организациями социального обслуживания с обеспечением проживания» (9 поставщиков социальных услуг), от 30.12.2014 №671-П «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг государственными специализированными учреждениями Астраханской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (9 поставщиков социальных услуг), установлены адресные тарифы на платные социальные услуги.
Установленные тарифы на социальные услуги сформированы с учетом подушевого норматива на 1 получателя в год и количества предоставляемых поставщиком социальных услуг (государственной организацией социального обслуживания) за отчетный период в соответствии с:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
- Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 №1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг»;
- постановлением Правительства Астраханской области от 12.12.2014 №570-П «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг».
9. Итоги тарифного регулирования в Астраханской области
в 2014 году
Основным итогом государственного регулирования цен (тарифов) в 2014 году стало снижение тарифной нагрузки на потребителей Астраханской области в размере 6 699,4 млн. руб.
Установленные цены (тарифы, платы, надбавки) позволяют компенсировать экономически обоснованные расходы регулируемых организаций и сохранить доступность товаров (продукции, услуг) для потребителей, обеспечивают достижение баланса экономических интересов участников регулируемого розничного рынка.
10. Обеспечение соблюдения порядка ценообразования на территории Астраханской области, в том числе правильности применения
регулируемых цен (тарифов)
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом, и несоблюдением стандартов раскрытия информации службой разработаны постановления Правительства Астраханской области, утверждающие порядок осуществления на территории Астраханской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен, тарифов и надбавок в электроэнергетике, в сфере теплоснабжения, в сферах естественных монополий, в коммунальном комплексе.
В течение 2014 года Службой проведено 39 проверок в различных областях, входящих в сферу контрольной деятельности, что на 35% меньше, чем за предыдущий год.
При этом часть предложенных Службой проверок была отклонена в процессе согласования годового плана проверок в порядке, определённом Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489.
Основным направлением контрольной деятельности Службы остаётся проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части правильности применения регулируемых Правительством Астраханской области цен (тарифов) и соблюдения стандартов раскрытия информации.
План проверок Службы на 2014 год, утверждённый приказом Службы от 03.12.2013 № 546, выполнен на 97% в связи с прекращением осуществления регулируемых видов деятельности в 2014 году хозяйствующими субъектами, в отношении которых проверка была запланирована.
Кроме проверок, предусмотренных утверждённым планом, специалистами Службы проведено 3 внеплановых проверки по обращениям граждан и организаций.
В результате проведённых проверок выявлено 12 нарушений законодательства Российской Федерации. Все нарушения выявлены по итогам плановых проверок. Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составила 67% от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения. Материалы по остальным 4 проверкам переданы для рассмотрения уполномоченным контрольным органам.
Увеличение доли проверок, выявивших нарушения, (с 21,7% в 2013 году до 30,8% в 2014 году) свидетельствует о повышении результативности контрольной деятельности Службы в части исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемые виды деятельности, обязательных требований законодательства.
Проверки в сфере деятельности организаций коммунального комплекса составили 26% от общего количества плановых проверок, в сфере поставок тепловой энергии – 30%, в сфере перевозок пассажиров всеми видами транспорта в городском и пригородном сообщении – 20%, в сфере электроэнергетики и газоснабжения – 20%, в сфере социально значимой продукции (мероприятия по контролю за правильностью применения торговых надбавок на лекарственные средства) – 4%.
В целом результаты контрольной деятельности Службы в 2014 году позволяют констатировать эффективность контрольной деятельности Службы и повышение тарифной дисциплины хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
11. Формирование предельных индексов изменения платы граждан и мониторинг за их соблюдением
В Астраханской области, как и в целом по стране, с 1 июля 2014 года введен в действие механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом. Статьей 157.1 Жилищного Кодекса РФ установлено требование по недопущению повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» Службой было подготовлено и направлено в Федеральную службу по тарифам предложение по установлению индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Астраханской области и размера предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям Астраханской области с 1 июля 2014 года.
На основании утвержденных Правительством Российской Федерации средних индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины средних индексов на период с 1 июля 2014 года по 2018 год Службой были рассчитаны предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Астраханской области с 1 июля 2014 года, которые утверждены постановлением Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 №36.
В приложении к постановлению Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 №36 содержится обоснование величины установленных предельных индексов по каждому муниципальному образованию с указанием:
- темпов роста тарифов на коммунальные услуги по каждой ресурсоснабжающей организации;
- факторов, повлиявших на величину установленных предельных индексов;
- численности и доли населения муниципального образования, изменение размера платы за коммунальные услуги в отношении которого равно установленному предельному индексу.
Согласование предельных индексов с представительными органами муниципальных образований не проводилось, т.к. ни в одном муниципальных образований предельные индексы не превышают средний индекс по Астраханской области более чем на величину утвержденного Правительством Российской Федерации отклонения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 №2222-р утверждены индексы в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения. Средний индекс изменения платы по Астраханской области на 2015 год утвержден в размере 9,4%, предельно допустимое (максимальное) отклонение от среднего по отдельным муниципальным образованиям - в размере 4,3%.
В соответствии с данным распоряжением Службой рассчитаны предельные индексы по муниципальным образованиям Астраханской области на 2015 год и внесены соответствующие изменения в постановление Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 №36. Рост платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в большинстве муниципальных образований Астраханской области не превысит 9,5%.
Максимальный предельный индекс на 2015 год среди муниципальных образований Астраханской области (13,7%) сложился по г.Астрахани, МО «Село Осыпной Бугор», МО «Трехпротокский сельсовет», что обусловлено реализацией мероприятий по модернизации систем водоснабжения и водоотведения, предусмотренных инвестиционной программой по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г.Астрахани на период 2015-2019 гг., утверждённой распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23.04.2014 №12-р.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 06.10.2014 №414-р Служба определена уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области по проведению мониторинга соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Результаты ежемесячного мониторинга соблюдения предельных индексов в разрезе организаций коммунального комплекса и муниципальных образований Астраханской области направляются в Федеральную службу по тарифам, а также публикуются на сайте Службы и в Сборнике законодательных и нормативных правовых актов Астраханской области.
По результатам проведения ежемесячного мониторинга соблюдения предельных (максимальных) индексов на территории Астраханской области превышение индексов отсутствует.
12. Итоги обобщения судебной практики по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)
В рамках возложенных на Службу полномочий, в 2014 году должностные лица Службы приняли участие в 108 заседаниях арбитражных судов, в том числе:
- в 90 заседаниях Арбитражного суда Астраханской области;
- в 14 заседаниях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
- в 19 заседаниях Арбитражного суда Поволжского округа.
В указанных заседаниях Служба участвовала в качестве ответчика в 35 заседаниях, в качестве третьего лица в 73 заседаниях.
В сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе принято участие в делах, рассматриваемых в отношении ОАО «МРСК Юга», ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», ОАО «Аэропорт Астрахань», МУП г.Астрахани «Коммунэнерго», ООО «Лукойл-ТТК», ООО «Росгосстрах», Рыболовецкий колхоз «Лотос», ООО «РУССОЛЬ», Совет МО «Наримановский район», ЗАО «Техосмотр», ООО «Газпром энерго», ООО Управляющая компания «Центр», ОАО «РЖД».
Необходимо отметить рассмотрение арбитражными судами дела №А06-876/2014, в рамках которого индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа автомобильными транспортными средствами категории М2 оспаривал постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2013 №357-П «Об установлении предельного максимального уровня тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильными транспортными средствами категории М2 в городе Астрахани».
Признание судом указанного постановления Правительства Астраханской области незаконным привело бы к увеличению предельного максимального уровня тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильными транспортными средствами категории М2 в городе Астрахани.
В рамках судебных процесса и проведенной судебной экспертизы удалось доказать законность и обоснованность указанного постановления Правительства Астраханской области.
В отношении Совета МО «Наримановский район» Службой было вынесено предписание от 29.08.2013 №3 «Об устранении нарушений обязательных требований Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и в течение 30 дней с даты получения предписания:
- устранить выявленные нарушения в области регулирования надбавок в коммунальном комплексе;
- сообщить в Службу о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в области регулирования надбавок в коммунальном комплексе.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 29.9, статьи 29.10 КоАП РФ постановлением Службы от 05.11.2013 №10.10 «О назначении административного наказания» Совет муниципального образования «Наримановский район» привлечен к административной ответственности.
Совет МО «Наримановский район», не согласившись с постановлением Службы от 05.11.2013 №10.10, обратился с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Астраханской области и впоследствии в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (дело № А06-8422/2013). В судебном порядке Службе удалось отстоять законность указанного постановления.
МУП г.Астрахани «Астрводоканал» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным действия Службы по возврату Инвестиционной программы МО «Город Астрахань». По результатам рассмотрения заявления принято решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013 дело № А06-5978/2013, которым признано незаконным указанное действие Службы.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Астраханской области, изложенными в решении от 25.10.2013, Служба обратилась с апелляционной жалобой от 22.11.2013 № СТ/07-11-3208 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014:
- решение Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-5978/2013 отменено.
- по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении требований МУП г.Астрахани «Астрводоканал» отказано.
Законность действия Службы также подтверждена ФАС Поволжского округа и Высшим Арбитражным судом Российской Федерации.
13. Обеспечение деятельности советов и комиссий
В целях соблюдения баланса интересов бюджета Астраханской области, населения, промышленности и бизнеса по рассмотрению вопросов в сфере государственного регулирования цен (тарифов) при Службе создан экспертный совет. В состав экспертного совета включены представители Общественной палаты Астраханской области, общественно-консультативного совета при мэре г.Астрахани, регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Астраханской области, общественных организаций, высших учебных заведений, коммерческих организаций. На заседания совета также приглашаются представители ресурсоснабжающих организаций Астраханской области.
За отчетный год проведено четыре заседания экспертного совета по следующим вопросам:
- установление социальной нормы потребления электрической энергии на территории Астраханской области,
- введение с 1 июля 2014 года индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,
- результаты рассмотрения Федеральной службой по тарифам заявлений регулируемых организаций о разногласиях по тарифам, установленным службой по тарифам Астраханской области,
- основные направления государственного регулирования тарифов в сфере транспортных услуг на территории Астраханской области на 2015 год,
- прогнозные предельные уровни (индексы) тарифов на коммунальные ресурсы в Астраханской области на 2015 год;
- освоение филиалом ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в г.Астрахани средств, полученных при тарифном регулировании на 2013-2014гг.;
- об итогах тарифного регулирования в сфере ЖКХ на 2015 год.
Также по вопросу установления социальной нормы потребления электрической энергии на территории Астраханской области проведены общественные слушания:
заседание президиума Общественной палаты Астраханской области;
заседание комитета Думы Астраханской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
заседание Совета по жилищно-коммунальному хозяйству при Губернаторе Астраханской области.
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 23.03.2012 №95-П Службой осуществлено организационно-техническое обеспечение работы межведомственной комиссии по вопросам развития торговой деятельности и стабилизации цен (тарифов) на территории Астраханской области. Проведено 3 заседания, на которых в том числе рассмотрены вопросы:
- о системе критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- о результатах работы управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области за 2013 год по предупреждению необоснованного роста цен на товары и услуги для потребителей Астраханской области
- о региональной программе развития торговли в Астраханской области
- об итогах мониторинга цен на социально значимые продукты питания;
- о прогнозе на 2015 год уровня цен (тарифов), государственное регулирование которых отнесено к компетенции исполнительных органов власти Астраханской области, и мероприятиях по контролю изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
14. Иные мероприятия, выполненные Службой в 2014 году
14.1. Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Службой установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Все организации, указанные в правовых актах Службы об установлении требований, разработали и представили в Службу программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Проведена аналитическая работа по сравнительному анализу действующих регулируемых цен (тарифов) в Астраханской области с аналогичными ценами (тарифами), действующими в субъектах ЮФО.
В соответствии с распоряжением Службы от 03.04.2013 №125 «О Порядке ведения перечня хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности» Службой постоянно проводится работа по включению в Перечень новых хозяйствующих субъектов и исключению субъектов, прекративших осуществлять регулируемые виды деятельности.
Службой согласована с министерством финансов Астраханской области, министерством экономического развития Астраханской области и утверждена распоряжением Службы от 26.09.2014 №92 ведомственная целевая программа «Обеспечение доступности товаров и услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию на территории Астраханской области» на 2015-2017 годы.
14.2. Оптимизации процессов информационного взаимодействия между ФСТ России, Службой и регулируемыми организациями способствует применяемая на территории области Единая информационно-аналитическая система ФСТ России (ЕИАС). В настоящее время на территории Астраханской области осуществлено внедрение полной версии регионального сегмента ЕИАС, к системе подключено 95,7% регулируемых организаций Астраханской области. Недостижение 100%-ного показателя связано с началом осуществления регулируемой деятельности новыми ресурсоснабжающими организациями, с которыми Службой проводится активная работа по подключению к ЕИАС.
Информация по применению ЕИАС доводится до сведения регулируемых организаций путем размещения на сайте и информационном стенде Службы, направления писем и информирования при проведении совещаний с регулируемыми организациями. Кроме того, сотрудники Службы регулярно направляют предложения по совершенствованию шаблонов ЕИАС по расчету регулируемых цен (тарифов).
14.3. В целях реализации на территории Астраханской области «Дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №1144-р, сотрудники Службы, входящие в состав рабочей группы по повышению эффективности процедур по подключению к электрическим сетям на территории Астраханской области, приняли участие в разработке Дорожной карты по улучшению инвестиционного климата в Астраханской области, утвержденной распоряжением Правительства Астраханской области от 03.12.2014 №517-Пр.
В рамках реализации государственной программы «Развитие государственной гражданской службы Астраханской области (2010-2014 годы)» в 2014 году 12 сотрудников Службы повысили профессиональный уровень и прошли переподготовку.
14.4. В целях совершенствования федерального законодательства в сфере государственного регулирования тарифов, а также регионального законодательства Службой разработаны и внесены предложения в ФСТ России, Минэнерго России, министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области:
- к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;
- к проекту соглашения «Об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектами инженерно-технического обеспечения»;
- о мероприятиях по компенсации выпадающих доходов территориальных сетевых организаций Астраханской области, возникающих в связи с прекращением с 1 января 2014 года на территории Астраханской области действия механизма договоров «последней мили»;
- к проекту постановления Правительства Российской Федерации по определению критериев отнесения субъекта к территориальной сетевой организации;
- к проекту методических указаний по определению базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальных сетевых организаций;
- по определению плановых значений показателей надежности и качества услуг, оказываемых электросетевыми организациями, в соответствии с приказом Минэнерго России от 14.10.2013 №718;
- по внесению изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178;
- по нормативным правовым актам государственного регулирования тарифов в сфере газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения;
- к проекту постановления Правительства Астраханской области «Об утверждении порядка расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги теплоснабжения»;
- к проекту распоряжения Правительства Астраханской области «О плане мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области до 2016 года».
14.5. Служба тесно взаимодействует с региональными и федеральными органами исполнительной власти:
- представителю Президента Российской Федерации в ЮФО систематически направляется информация об исполнении поручения Президента Российской Федерации от 29.06.2013 №Пр-1392 по вопросам обеспечения эффективного государственного контроля в электроэнергетике в области государственного регулирования тарифов на территории Астраханской области;
- в Минстрой России - об исполнении поручений Президента Российской Федерации от 26.05.2012 № Пр-1165 по вопросу обеспечения информационной открытости органов исполнительной власти всех уровней при обсуждении и принятии нормативных актов, направленных на установление социальной нормы потребления электроэнергии,
- в УФАС Астраханской области - о динамике регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики и участниках рынка электрической энергии (мощности) на территории Астраханской области, о выявленных нарушениях стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями сферы электроэнергетики;
- в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области - о тарифах на жилищно-коммунальные услуги по установленной статистической форме отчетности №1-тарифы (ЖКХ);
- в министерство экономического развития Астраханской области - об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», распоряжения Правительства Астраханской области от 14.02.2014 №56-Пр «О мероприятиях по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013» и по оперативному мониторингу в рамках реализации поручения полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО от 18.02.2014 № А52-15-163;
- в министерство жилищно-коммунального хозяйства – информация в рамках реализации распоряжения Правительства Астраханской области от 29.04.2011 №152-Пр, комплексной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 15.07.2010 №300-П;
- в министерство финансов Астраханской области - информация о показателях энергопотребления в регионе для разработки и бюджета Астраханской области на 2015-2017 годы;
- совместно с министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области проводилась работа по оценке влияния долгосрочной инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Юга»- «Астраханьэнерго» на уровень тарифов в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Руководство Службы регулярно принимает участие в межведомственных совещаниях органов государственной власти, правоохранительных органов Южного федерального округа по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Регулярно Службой проводились:
- выездные рабочие встречи с главами муниципальных образований Астраханской области, депутатами представительных органов местного самоуправления и представителями общественности по вопросам тарифной политики на 2014-2015 годы;
- выездные совещания по всем муниципальным районам и городским округам Астраханской области с представителями органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по вопросам подготовки материалов к тарифному регулированию на 2015 год, обеспечения соответствия деятельности регулируемых организаций требованиям действующего законодательства и соблюдения стандартов раскрытия информации;
- консультативно-методическая и разъяснительная работа с физическими и юридическими лицам Астраханской области в целях обеспечения прозрачности при государственном регулировании цен (тарифов).
Во исполнение постановления Губернатора Астраханской области от 18.07.2005 №460 «Об организации деятельности закрепленных за муниципальными образованиями Астраханской области» специалистами Службы организовано взаимодействие с руководителями соответствующих муниципальных образований по решению актуальных проблем, принято участие в сходах граждан муниципальных образований.
14.6. Деятельность Службы систематически освещается в средствах массовой информации (в том числе выпущено 14 телесюжетов) и на сайте Службы (обновления на сайте осуществляются ежедневно). Широкое освещение в СМИ получило общественное обсуждение целесообразности введения социальной нормы потребления электроэнергии на территории Астраханской области в 2014 году.
На сайте Правительства Астраханской области и Службы опубликована информация о темпах роста тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2014 года с указанием тарифов по крупнейшим ресурсоснабжающим организациям области, причин роста тарифов по ряду организаций выше среднеобластных значений и разъяснениями о возможности получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данная информация получила большое распространение на сайтах региональных информационных агентств и в областных средствах массовой информации.
В целях информирования населения по вопросам, касающимся изменения и ограничения платы граждан за коммунальные услуги, на официальных сайтах Губернатора Астраханской области, Правительства Астраханской области и Службы размещено постановление Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 №36 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Астраханской области на период 2014-2018 годов» с обоснованием величины установленных предельных индексов изменения платы граждан по муниципальным образованиям Астраханской области.
Также на сайте Службы размещена информация «О предельных индексах роста платы граждан за коммунальные услуги в Астраханской области с 1 июля 2014 года», подготовленная в соответствии с рекомендациями ФСТ России. В ней отражены основные принципы формирования предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и факторы, повлиявшие на рост платы граждан за коммунальные услуги, информация об органах исполнительной власти, осуществляющих контроль за правильностью применения установленных тарифов и ростом платы граждан, а также вопросы формирования платы за жилищные услуги.
В Службе работает «горячая линия», по которой жители Астраханской области получают информацию о размерах цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, о формировании платы за коммунальные услуги и сообщают о нарушениях Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
На сайте Службы размещено 100% социально значимых открытых к публикации документов, принятых Службой, а также информация с мотивированными ответами на наиболее часто задаваемые населением Астраханской области вопросы в сфере ценообразования. В Сборнике законодательных и нормативных правовых актов Астраханской области размещены все принятые постановления Службы, а также информация о результатах мониторинга выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса. В результате проведенной работы рейтинговая оценка деятельности Службы по критериям открытости и гласности по итогам 2014 года составила 4,8 балла из 5.
Руководитель службы по тарифам
Астраханской области О.Г. Зверева
|