2011 году служба по тарифам Астраханской области (далее–Служба) осуществляла государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с действующим федеральным законодательством, определяющим основы ценовой политики страны, и распоряжением Правительства Астраханской области
от 11.06.2010 № 243-Пр «Об Основных направлениях государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области на 2010-2013 годы».
Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области явились:
- доступность продукции, товаров и услуг для потребителей;
- компенсация экономически обоснованных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей продукции, товаров и услуг.
Соблюдение вышеуказанных принципов позволило Службе в 2011 году исключить экономически необоснованные расходы хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование (согласование) цен (тарифов), и обеспечить доступность продукции, товаров и услуг для потребителей.
1.Тарифное регулирование в сфере газоснабжения
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П «О службе по тарифам Астраханской области» служба по тарифам Астраханской области в сфере газоснабжения наделена полномочиями по:
- установлению розничных цен на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах);
- установлению розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);
- установлению размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации.
1.1. Природный газ
Реализацию природного газ населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, для потребления газа с использованием местных бытовых приборов (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах) на территории Астраханской области осуществляет ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (правопреемник ЗАО «Астраханьрегионгаз»).
Установленные розничные цены на природный газ представляют собой сумму следующих слагаемых, утверждаемых Федеральной службой по тарифам:
1) оптовая цена на газ;
2) тариф на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям;
3) плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, реализующего газ на территории Астраханской области.
Во избежание резких изменений розничных цен на природный газ и проведения взвешенной ценовой политики, розничные цены на природный газ, реализуемый ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» населению, на 2012 год установлены без дифференциации по направлениям потребления газа.
При формировании розничных цен на природный газ, реализуемый населению Астраханской области, службой по тарифам Астраханской области был применен метод индексации.
Розничные цены на природный газ на 2012 год установлены с календарной разбивкой в размере:
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 3285 руб./1000м3 (с НДС). Сохранены на уровне розничных цен, действующих в регионе с 01.04.2011, утвержденных постановлением службы по тарифам Астраханской области от 15.12. 2010 № 199;
- с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 3776 руб./1000м3 (с НДС). По отношению к I полугодию 2012 темп роста розничной цены составит 115%.
Указанные темпы роста розничной цены на природный газ соответствуют одобренным Правительством РФ параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013- 2014 годов.
Установленные розничные цены применяются ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» с 01.01.2012 при расчетах с населением, а также жилищно-эксплуатационными организациями, организациями управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительными кооперативами и товариществами собственников жилья для бытовых нужд населения, для потребления газа с использованием местных бытовых приборов (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах).
На территории Астраханской области реализация программ газификации, финансируемых за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в 2012 году не планируется и соответственно специальные надбавки для финансирования программ газификации на 2012 год службой по тарифам Астраханской области не устанавливались.
1.2. Сжиженный газ
Реализацию сжиженного газ населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), на территории Астраханской области в 2012 году осуществляют ООО «Газэнергосеть Астрахань» и ООО «НОВАТЭК-АЗК».
С 1 января 2012 года розничные цены на сжиженный газ, реализуемый указанным потребителям ООО «Газэнергосеть Астрахань», сохранены на уровне цен, установленных постановлением службы по тарифам Астраханской области от 14.12.2009 № 133 (с НДС):
а) в баллонах без доставки до потребителя – 16,82 руб./кг,
б) в баллонах с доставкой до потребителя – 27,31 руб./кг,
в) из групповых газовых резервуарных установок – 25,56 руб./кг.
Предельный максимальный уровень розничной цены на сжиженный газ, реализуемый ООО «НОВАТЭК-АЗК», с 1 января 2012 сохранен на уровне цены, утвержденной постановлением службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2010 № 206 (составляет 43,7 руб./кг (с НДС) при реализации сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок).
Потребителями ООО «НОВАТЭК-АЗК» является население поселков Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак Астраханской области.
Указанные предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ применяются ООО «Газэнергосеть Астрахань» и ООО «НОВАТЭК-АЗК» при расчете с населением, а также жилищно-эксплуатационными организациями, организациями, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительными кооперативами и товариществами собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
2.Тарифное регулирование в сфере электроэнергетики
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Прогноз), в целях обеспечения умеренного роста цен и тарифов на услуги субъектов естественных монополий, Правительством Российской Федерации принято решение о переносе срока индексации цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, в том числе, сетевых организаций, с 1 января на 1 июля 2012 года.
Во исполнение указанного, приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на 2012 год с календарной разбивкой на периоды с 01.01.2012 и с 01.07.2012 года.
Учитывая изложенное, в первом полугодии 2012 года продолжат действовать установленные постановлениями службы по тарифам Астраханской области в 2011 году:
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом ОАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго»;
- долгосрочные тарифы на услуги ОАО «МРСК Юга» -«Астраханьэнерго» по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, рассчитанные методом доходности инвестированного капитала;
- сбытовые надбавки гарантирующий поставщиков.
При формировании тарифов на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, службой по тарифам Астраханской области был применен метод индексации.
Установленные на 2012 год тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к категории население, соответствуют предельным максимальным уровням тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2012 год, установленным приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5.
Тарифы установлены с календарной разбивкой.
На период с 01.01.2012 по 30.06.2012 одноставочный тариф на электрическую энергию сохранен на уровне тарифов, действующих в регионе в 2011 году, утвержденных постановлением службы по тарифам Астраханской области от 08.12. 2010 № 192 и составит:
- для сельского населения и населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (для указанных потребителей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» применен понижающий коэффициент 0,7) – 2,08 руб./кВтч (с НДС);
- для населения (за исключением указанных выше категорий населения) и потребителей, приравненных к категории население- 2, 97 руб./кВтч (с НДС).
На период с 01.07.2012 по 31.12.2012 для указанных групп потребителей тарифы составят 2,20 руб./кВтч (с НДС) и 3,15 руб./кВтч (с НДС) соответственно. По отношению к I полугодию 2012 темп роста тарифов составит 106%.
Одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, установленные на 2012 год, по сравнению с аналогичными тарифами в других субъектах Южного федерального округа (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область), являются одними из самых низких:
В течение 2011 года службой по тарифам Астраханской области было принято 8 постановлений об установлении платы на технологическое присоединение, в том числе впервые для определения размера платы за технологическое присоединение были установлены стандартизированные тарифные ставки.
Плата за технологическое присоединение, установленная указанными постановлениями, не учитывает инвестиционную составляющую (то есть средства на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети), за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Экономический эффект от государственного регулирования платы за технологическое присоединение составил 66,56 млн.рублей.
Во исполнение требований п.5 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национа льную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям», Службой проведена оценка влияния каждого объекта и всех предлагаемых к передаче в аренду территориальным сетевым организациям Астраханской области объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС), на уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территории Астраханской области в 2011-2012г.г.
По результатам оценки приказами Минэнерго России от 26.06.2011 №34 и от 25.08.2011 № 374 были согласованы перечни объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, передаваемых в аренду территориальным сетевым хозяйствам Астраханской области на 2011-2012 г.г.
Выполненная работа позволила не допустить дополнительного роста тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии в регионе в 2011 году на 13,45% или на 502,45 млн.руб., в 2012 г. на 10,26% или на 421,49 млн.руб.
В целях обеспечения взвешенной тарифной политики в сфере электроэнергетики Службой:
- проведены анализы финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций Астраханской области за 2010 - 1 полугодие 2011 года;
- направлены в ФСТ России консолидированные по Астраханской области предложения по формированию сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности на 2012 год;
- ежемесячно проводился анализ фактического исполнения энергоснабжающими организациями утвержденного сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности, с учетом оценки изменения структуры потребительских групп.
Таким образом, Службой достигнуты целевые индикаторы, характеризующие степень решения задачи, предусмотренные распоряжением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 № 325-Пр «О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2011 год и на период с 2012 до 2014 года»:
3. Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения
В соответствии с действующим законодательством тарифы на тепловую энергию на 2012 год установлены постановлениями службы по тарифам Астраханской области для каждой теплоснабжающей организации (по состоянию на 31.12.2011 их в Астраханской области 62 (с учётом новых, ранее не регулируемых организаций и ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго», осуществляющего только деятельность по производству тепловой энергии) по двум группам потребителей: потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей) и потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, в числе которых население.
Указанные тарифы установлены в рамках предельных уровней тарифов, установленных приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 242-э/7 с календарной разбивкой, и с учетом рекомендаций Правительства РФ по снижению роста цен (тарифов) для предприятий на 2012-2014 г. до уровня близкого к прогнозу инфляции.
Тарифы на тепловую энергию на 2012 год представляют собой сумму средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
В среднем по региону тарифы на тепловую энергию в 2012 году (при сопоставимых данных) вырастут по отношению к уровню 2011 года на 3,5 %, в том числе с календарной разбивкой:
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 по отношению к уровню 31.12.2011 темп роста составил 100%;
- с 01.07.2012 по 31.08.2012 по отношению к уровню 31.12.2011 темп роста составил 105,9%;
- с 01.09.2012 по 31.12.2012 по отношению к уровню 31.08.2012 темп роста составил 102,5%.
Расходы на финансирование инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в тарифы на тепловую энергию не включались.
Проведенные службой по тарифам Астраханской области экспертизы материалов теплоснабжающих организаций, представленных для установления тарифов на тепловую энергию, позволили снизить тарифную нагрузку на потребителей, в том числе население.
Например, величина среднего тарифа на тепловую энергию, заявленного ООО «Лукойл-ТТК» на 2012 год, составляла 1 328,06 руб./Гкал. (без НДС), темп роста к уровню 2011 года – 169,9%.
Специалистами службы по тарифам Астраханской области в ходе проведенной экспертизы величина среднего тарифа на тепловую энергию ООО «Лукойл- ТТК» на 2012 год была определена в размере 839,66 руб./Гкал. (без НДС), темп роста к уровню 2011 года – 107,4%.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (то есть величина исключенных экономически необоснованных расходов по регулируемым видам деятельности на основании проведенных специалистами службы экспертиз) составил 2 621,319 млн. рублей, в том числе от государственного регулирования:
- теплоснабжающих организаций – 2 614,871 млн. рублей (с учётом организации, осуществляющей только деятельность по производству тепловой энергии ООО «Лукойл-Астраханьэнерго»).
- теплосетевых организаций (оказывающих услуги по передаче тепловой энергии: МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», ОАО «АСПО») – 6 448,52 млн. рублей.
Таким образом, Службой достигнуты целевые индикаторы, характеризующие степень решения задачи, предусмотренные распоряжением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 № 325-Пр «О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2011 год и на период с 2012 до 2014 года»:
4. Регулирование цен (тарифов) организаций коммунального комплекса
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии с действующим законодательством тарифы на холодную воду, горячую воду и водоотведение, на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2012 год установлены постановлениями службы по тарифам Астраханской области для каждой организации коммунального комплекса (по состоянию на 01.01.2012 в Астраханской области 115 организаций коммунального комплекса).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П служба по тарифам Астраханской области осуществляет полномочия по установлению:
- предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Астраханской области;
- предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Астраханской области.
Во исполнение данных полномочий приняты постановления службы по тарифам Астраханской области:
- от 31.10.2011 № 156 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по муниципальным образованиям Астраханской области на 2012 год»;
- от 31.10.2011 № 157 «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год по муниципальным образованиям Астраханской области»;
- 25.11.2011 № 311 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в среднем по муниципальным образованиям Астраханской области на 2012 год».
Всего за 2011 год службой по тарифам Астраханской области принято 108 постановлений об установлении тарифов для организаций коммунального комплекса, что на 28 постановлений больше, чем в 2010 году.
В сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов ФСТ России на 2012 год не установлены.
Величина изменения тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, установленных службой по тарифам Астраханской области на 2012 год, не превышает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в среднем по муниципальным образованиям Астраханской области, установленные постановлением службы по тарифам Астраханской области от 25.11.2011 № 311.
Тарифы для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2012 год установлены с календарной разбивкой.
По отношению к показателям 2011 года величина изменения тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по Астраханской области, не превышает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, утвержденные приказом ФСТ России от 18.10.2011 №248-э/1:
с 01.01.2012 до 30.06.2012 – 100,0 %;
с 01.07.2012 до 31.12.2012 – 106,0 %.
Например:
- величина тарифа на питьевую воду, установленного на 2011 год МУП г. Астрахани «Астрводоканал», составляла 14,71 руб./куб. м (с НДС).
Тариф на питьевую воду на 2012 год установлен МУП г. Астрахани «Астрводоканал» с календарной разбивкой и составляет:
с 01.01.2012 до 30.06.2012 - 14,71 руб./куб. м (с НДС) (индекс изменения тарифа к уровню 2011 года составляет 100 %);
с 01.07.2012 до 31.12.2012 - 15,59 руб./куб. м (с НДС) (индекс изменения тарифа к уровню 2011 года – 105,98 %).
- величина тарифа на водоотведение, установленного на 2011 год МУП г. Астрахани «Астрводоканал», составляла 15,35 руб./куб. м (с НДС).
Тариф на водоотведение на 2012 год установлен МУП г. Астрахани «Астрводоканал» с календарной разбивкой и составляет:
с 01.01.2012 до 30.06.2012 - 15,35 руб./куб. м (с НДС) (индекс изменения тарифа к уровню 2011 года составляет 100 %);
с 01.07.2012 до 31.12.2012 - 16,27 руб./куб. м (с НДС) (индекс изменения тарифа к уровню 2011 года – 105,99 %).
По отношению к показателям 2011 года величина изменения тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в среднем по муниципальным образованиям Астраханской области, не превышает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, утверждённые постановлением службы по тарифам Астраханской области от 25.11.2011 № 311:
с 01.01.2012 до 30.06.2012 – 100,0 %;
с 01.07.2012 до 31.12.2012 – 115,1%.
Например:
- величина тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, установленного на 2011 год ООО «ТСП «ВЕКТОР», составляла 117,88 руб./куб. м (без НДС).
Тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2012 год установлен ООО «ТСП «ВЕКТОР» с календарной разбивкой и составляет:
с 01.01.2012 до 30.06.2012 - 117,88 руб./куб. м (без НДС) (индекс изменения тарифа к уровню 2011 года составляет 100 %);
с 01.07.2012 до 31.12.2012 - 130,92 руб./куб. м (без НДС) (индекс изменения тарифа к уровню 2011 года – 111,06 %).
Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса установлены в рамках предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год по муниципальным образованиям Астраханской области.
В отношении всех тарифов на услуги организаций коммунального комплекса проведена оценка доступности указанных тарифов для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с применением системы критериев, установленной распоряжением службы по тарифам Астраханской области от 28.02.2011 № 5.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования цен (тарифов) организаций коммунального комплекса на 2012 год за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 1,7 млрд. руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2011 году (744,046 млн. руб.).
Таким образом, Службой достигнуты целевые индикаторы, характеризующие степень решения задачи, предусмотренные распоряжением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 № 325-Пр «О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2011 год и на период с 2012 до 2014 года»:
5. Регулирование цен (тарифов) на топливо и керосин,реализуемые населению
Постановлением Правительства Астраханской области от 14.09.2011 № 362-П, подготовленным службой по тарифам Астраханской области, установлена цена на керосин, реализуемый Астраханским областным рыболовецким союзом потребительских обществ гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в размере 24,0 руб. за литр. Темп роста установленной на 2012 год цены на керосин по отношению к ранее действующей цене составил 105,6 %.
Постановлениями Правительства Астраханской области установлены предельные максимальные уровни цен на уголь, реализуемый на территории Астраханской области гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье:
- ОАО «Харабалинский топпром» (от 27.12.2011 № 645-П);
- ОАО «Ахтубинсктоппром» (от 16.12.2010 № 563-П);
- ИП Галкиным А.А. (от 27.12.2011 № 649-П).
Информация о величинах предельных максимальных уровней цен на уголь на 2012 год, установленных Правительством Астраханской области, сведена в таблицу:
Постановлениями Правительства Астраханской области на 2012 год установлены розничные цены на дрова, реализуемые на территории Астраханской области автономными учреждениями «Ахтубинский лесхоз», «Енотаевский лесхоз», «Икрянинский лесхоз», «Камызякский лесхоз», «Красноярский лесхоз», «Харабалинский лесхоз» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Информация о величинах предельных максимальных уровней цен на дрова на 2012 год, установленных Правительством Астраханской области, сведена в таблицу:
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования цен (тарифов) на топливо и керосин, реализуемые населению на 2012 год, за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 10,0 млн. руб., что в 3,4 раза больше, чем в 2011 году (2,931 млн. руб.).
6. Регулирование цен (тарифов) в сфере транспортных услуг
В соответствии с постановлениями Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П «О службе по тарифам Астраханской области» и от 02.07.2008 № 346-П «О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг» служба осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере транспортных услуг путем:
- проведения экспертиз предложений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов (цен) и (или) их предельных уровней;
- подготовки проектов постановлений Правительства Астраханской области об установлении тарифов (цен), о внесении изменений в действующие постановления Правительства Астраханской области или мотивированного заключения об отказе в установлении тарифов (цен).
6.1. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
В результате проведенных службой по тарифам Астраханской области экспертиз предложений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов (цен):
1) постановлениями Правительства Астраханской области установлены и введены в действие с 01.01.2012 предельные максимальные уровни тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа:
- в пригородном сообщении автомобильными транспортными средствами категории М2, М3 в размере 1,30 руб./км, что на 0,08 руб./км или на 6,56% выше действовавшего в 2011 году предельного максимального уровня тарифа (постановление Правительства Астраханской области от 15.12.2011 № 566-П) и на:
• 0,30 руб. или 18,8% меньше предложенного перевозчиками осуществляющими перевозки пассажиров и багажа транспортными средствами категории М2 (в лице представителя перевозчиков ИП Агибалова В.В.);
• 2,84 руб. или 68,6% меньше предложенного перевозчиками осуществляющими перевозки пассажиров и багажа транспортными средствами категории М3 (в лице представителя перевозчиков ГП АО «ПАТП №3»);
- транспортными средствами категории М2 в городе Ахтубинске в размере 12,5 руб., что на 1,0 руб./км или на 8,7% выше действовавшего в 2011 году предельного максимального уровня тарифа (постановление Правительства Астраханской области от 08.12.2011 № 538-П) и на:
• 4,04 руб. или 24,4% меньше предложенного перевозчиками (в лице представителя перевозчиков ИП Барабанщиковой Н.В.);
• 2,50 руб. или 16,7% меньше предложенного перевозчиками (в лице представителя перевозчиков ИП Шираева С.А.).
2) постановлениями Правительства Астраханской области установлены предельные максимальные уровни тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городе Астрахани:
- автомобильными транспортными средствами категории М3 (ОАО «АстраханьПассажирТранс», ГП АО «ПАТП №3») с календарной разбивкой:
• с 01.01.2012 до 30.06.2012 в размере 11 руб. (на 10% выше действовавшего в 2011 году предельного максимального уровня тарифа),
• с 01.07.2012 до 31.12.2012 в размере 12 руб. (на 9,1% выше уровня тарифа действующего с 01.01.2012 до 30.06.2012)
(постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2011 № 650-П). Выпадающие доходы от разницы в тарифах, подлежащие возмещению за счет средств бюджета Астраханской области составят 153,5 млн.руб.;
- автомобильными транспортными средствами категории М2 (представитель перевозчиков ИП Кузнецова Н.А.) с календарной разбивкой:
• с 01.01.2012 до 30.06.2012 в размере 12 руб. (сохранен уровень тарифа действующего в 2011 году),
• с 01.07.2012 до 31.12.2012 в размере 13 руб. (на 8,3% выше уровня тарифа действующего с 01.01.2012 до 30.06.2012)
(постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2011 №642-П).
Таким образом, Службой достигнуты целевые индикаторы, характеризующие степень решения задачи, предусмотренные распоряжением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 № 325-Пр «О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2011 год и на период с 2012 до 2014 года»:
6.2. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении
В результате проведенной службой по тарифам Астраханской области экспертизы предложения хозяйствующего субъекта об установлении тарифов (цен), постановлением Правительства Астраханской области от 08.12.2011 №537-П для открытого акционерного общества «Волгоградтранспригород» установлен и введен в действие с 01.01.2012 предельный максимальный уровень тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Астраханской области в размере 15,0 руб. за 1 зону (10 пассажиро-километров). Рост тарифа составит 7,1 % к уровню 2011 года, что не превышает рост цен (тарифов) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год (10%).
Выпадающие доходы от разницы в тарифах, подлежащие возмещению за счет бюджетных средств составят 25,33 млн.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 25,33 млн.руб.
6.3. Транспортные услуги, выполняемые на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта
В результате проведенных службой по тарифам Астраханской области экспертиз предложений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов (цен), постановлениями Правительства Астраханской области установлены и введены в действие с 01.01.2012:
- предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые ООО «Лукойл-Астраханьэнерго» на подъездных железнодорожных путях (постановление Правительства Астраханской области от 20.07.2011 № 256-П). Уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях по отношению к действующему в 2011 году увеличен на 13,9%. По отношению к предложенному организацией к установлению на 2012 год снижен в 2,04 раза;
- предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги (пользование подъездным железнодорожным путем), оказываемые ООО «ПКФ «Путеец» на подъездных железнодорожных путях (постановление Правительства Астраханской области от 04.08.2011 № 286-П). Уровень тарифов на транспортные услуги по отношению к действующим в 2011 году увеличен: за текущее содержание подъездных железнодорожных путей на 2,4%; за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям на 6,3%. По отношению к предложенным организацией снижен: за текущее содержание подъездных железнодорожных путей на 16%; за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям на 34,9%;
- предельный максимальный уровень тарифов на транспортные услуги:
1) подача и уборка вагонов, оказываемые ООО «Газпромтранс» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление Правительства Астраханской области от 14.09.2011 №360-П). Уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях по отношению к действующим в 2011 году увеличен (в зависимости от вида перевозимого груза) на 0,2% - 11,3%. По отношению к предложенному организацией к установлению на 2012 год снижен на 8,4% - 62,6%,
2) пользование подъездным железнодорожным путем (текущее содержание) оказываемые ООО «Газпромтранс» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2011 №646-П). Уровень тарифа на транспортные услуги (пользование подъездным железнодорожным путем), оказываемые на подъездных железнодорожных путях по отношению к предложенному к установлению организацией снижен в 5,7 раза. Ранее государственное регулирование тарифов на транспортные услуги (пользование подъездным железнодорожным путем), оказываемые ООО «Газпромтранс» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области не осуществлялось;
- предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые ООО «Астраханский порт «Развитие» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление Правительства Астраханской области от 13.10.2011 № 411-П). Уровень тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях по отношению к действующим в 2011 году увеличен на 4,9%. По отношению к предложенному организацией к установлению на 2012 год снижен в 2,8 раза.
В результате проведенной экспертизы материалов ЗАО «Астраханский морской порт», представленных для установления предельного максимального уровня тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области на 2012 год подготовлено мотивированное заключение об отказе в установлении тарифов.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования цен в сфере перевозки пассажиров и багажа, транспортных услуг, выполняемых на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 470,7 млн. руб.
6.4. Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом
В соответствии со ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками. Только в случаях предоставления дотаций на осуществление перевозок пассажиров и их багажа за счет средств соответствующих бюджетов, плата за перевозки пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров устанавливается перевозчиками по согласованию с субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Астраханской области от 16.03.2011 № 53-П согласована плата за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным
и местным маршрутам Астраханской области речным транспортом в размере 36 руб. в пригородном сообщении и 26 руб. в местном сообщении.
6.5. Государственный технический осмотр транспортных средств с использованием средств технического диагностирования
В результате проведенной службой по тарифам Астраханской области экспертизы предложения хозяйствующего субъекта об установлении размера платы, постановлением Правительства Астраханской области от 27.12.2011 № 644-П установлены размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Размер указанной платы увеличен на 18,8%. Например, плата за государственный технический осмотр легкового автомобиля с двигателем, работающим на бензине, составит 265 руб. В результате проведенной специалистами службы экспертизы тарифная нагрузка на потребителей снижена на 6,9 млн. руб.
6.6. Сборы, взимаемые службой государственного технического надзора Астраханской области
В результате проведенной службой по тарифам Астраханской области экспертизы предложения хозяйствующего субъекта об установлении размеров сборов, постановлением Правительства Астраханской области от 27.12.2011 № 648-П установлены размеры сборов, взимаемых службой государственного технического надзора Астраханской области. Размеры сборов в 2012 году по отношению к действующим в 2011 году увеличатся на 5,0%-5,4%.
6.7. Хранение задержанных наземных транспортных средств на специализированной платной стоянке
В результате проведенной службой по тарифам Астраханской области экспертизы предложений хозяйствующего субъекта об установлении размеров платы, постановлением Правительства Астраханской области установлены и введены в действие с 01.01.2012 размеры платы за хранение задержанных наземных транспортных средств на специализированной платной стоянке ООО ПКФ «Автодорсервис». Размеры платы за хранение транспортных средств категории А сохранены на уровне 2011 года, по остальным категориям, по отношению к действующим в 2011 году, размеры платы увеличатся на 5,1% - 10,5% или на 2- 4 руб. По отношению к предложенным организацией к установлению на 2012 год размеры платы снижены на 74,4% - 75,6% или на 31- 183 руб.
В результате проведенной службой по тарифам Астраханской области экспертизы предложений МУП г. Астрахани «Авангард» об установлении размеров платы, постановлением Правительства Астраханской области от 04.08.2011 №284-П срок действия размеров платы установленных на 2011 год продлен до 31.12.2012.
В 2011 году осуществлено государственное регулирование в отношении ИП Нестеренко Е.В. Постановлением Правительства Астраханской области от 08.12.2011 № 539-П установлены размеры платы за хранение задержанных наземных транспортных средств на специализированной платной стоянке ИП Нестеренко Е.В.
По отношению к предложенным ИП Нестеренко Е.В. к установлению размеры платы снижены на 7,5% - 7,7% или на 1-6 руб. Ранее государственное регулирование размеров платы за хранение задержанных наземных транспортных средств на специализированной платной стоянке ИП Нестеренко Е.В. не осуществлялось.
В результате проведенных специалистами службы экспертиз тарифная нагрузка на потребителей при оплате за хранение задержанных наземных транспортных средств на специализированных платных стоянках снижена на 0,4 млн.руб.
7. Регулирование иных цен (тарифов, торговых надбавок)
7.1. Постановлениями Правительства Астраханской области от 26.02.2010 № 67-П (с изменениями от 03.08.2010) и от 27.02.2010 № 68-П (с изменениями от 03.08.2010) установлены:
- предельные розничные и оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, кроме наркотических лекарственных средств и психотропных веществ;
- предельные розничные и оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на наркотические лекарственные средства и психотропные вещества.
Обращение министерства здравоохранения Астраханской области, содержащее обоснованные предложения об изменении установленных предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (препараты) в службу по тарифам Астраханской области не поступало.
Информация о величинах предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (препараты) в 2011, 2012 гг., сведена в таблицу:
7.2. Постановлением Правительства Астраханской области от 23.06.2011 № 213-П установлены ставки на работы по технической инвентаризации жилищного фонда, выполняемые государственным предприятием Астраханской области «Управление технической инвентаризации».
Постановлением Правительства Астраханской области от 03.02.2011 №18-П на 2012 год установлены ставки на работы по технической инвентаризации жилищного фонда, выполняемые ГУП «Сартехинвентаризация» на территории Астраханской области. Величина установленных на 2012 год ставок на работы по технической инвентаризации жилищного фонда соответствует величине ставок, действующих в 2011 году.
Постановлением Правительства Астраханской области от 13.07.2011 №252-П установлены ставки на работы по технической инвентаризации жилищного фонда, выполняемые ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» на территории Астраханской области. Величина установленных на 2012 год ставок на работы по технической инвентаризации жилищного фонда соответствует величине ставок, действующих в 2011 году.
7.3. Постановлениями Правительства Астраханской области от 21.12.2011 №№ 575-П, 576-П, 583-П установлены тарифы на платные социальные услуги.
Учитывая социальную значимость услуг, оказываемых населению Астраханской области государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, при установлении применен метод индексации, ранее установленных тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые населению Астраханской области государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на основе прогнозируемого уровня инфляции (индекса потребительских цен) 105,1 %.
Кроме того, тарифы на 2012 год установлены с календарной разбивкой. При этом темп роста тарифов в период с 01.01.2012 до 30.06.2012 составляет 100 %, с 01.07.2012 до 31.12.2012 составляет 105,1%:
Основным итогом государственного регулирования цен (тарифов) на 2012 год стало снижение тарифной нагрузки на потребителей в размере 4 876 млн. руб.
Установленные цены (тарифы, платы, надбавки) позволяют компенсировать экономически обоснованные расходы регулируемых организаций и сохранить доступность товаров (продукции, услуг) для потребителей, обеспечивают достижение баланса экономических интересов участников регулируемого розничного рынка.
Обеспечение соблюдения порядка ценообразования
на территории Астраханской области,
в том числе правильности применения
регулируемых цен (тарифов)
В течение 2011 года службой по тарифам Астраханской области было проведено 32 проверки в различных областях, входящих в сферу контрольной деятельности службы. Это существенно меньше, чем за предыдущий, 2010 год.
Сокращение числа проведённых проверок вызвано:
во-первых, отсутствием контрольных мероприятий по проверке законности и обоснованности решений органов регулирования муниципальных образований об установлении и изменении тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, обусловленным вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенным образом изменившего схему государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги потребителям Астраханской области. Полномочие по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии пп.4 п.4 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и надбавок, то есть служба по тарифам Астраханской области;
во-вторых, часть запланированных проверок была отклонена в процессе согласования годового плана проверок в порядке, определённом Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.
План проверок службы по тарифам Астраханской области на 2011 год, утверждённый приказом службы по тарифам Астраханской области от 21.12.2010 № 437, выполнен на 86% в связи с прекращением осуществления регулируемых видов деятельности в 2011 году пятью хозяйствующими субъектами, в отношении которых проверки были запланированы.
Кроме проверок, предусмотренных утверждённым планом, специалистами службы по тарифам Астраханской области проведено 2 внеплановых проверки по обращениям граждан и организаций.
В результате проведённых проверок выявлено 3 нарушения, все по итогам плановых проверок.
В относительном выражении доля проверок и административных расследований, выявивших нарушения, в общем числе снизилась с 17,6% до 9,4%, что свидетельствует о результативности контрольной деятельности службы по тарифам Астраханской области в части повышения дисциплинированности хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Основным направлением контрольной деятельности службы остаётся проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части правильности применения регулируемых службой по тарифам Астраханской области и Правительством Астраханской области цен (тарифов).
Мероприятия по контролю за правильностью применения торговых надбавок на лекарственные средства составили практически половину (47%) всех проверок, проведённых службой. Проверки в сфере перевозок пассажиров всеми видами транспорта в городском и пригородном сообщении составили 43% от общего количества, в сфере поставок тепловой энергии – 3% от общего количества, в сфере электроэнергетики – 7%.
В целом, результаты контрольной деятельности службы по тарифам Астраханской области в 2011 году позволяют констатировать эффективность контрольной деятельности Службы и повышение ценовой дисциплины хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
За 2011 год Службой выдано 62 предписания об устранении нарушения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), составлен 61 протокол об административном правонарушении и принято аналогичное количество постановлений Службы о назначении административного наказания в виде штрафов на общую сумму 228 185 руб. 24 коп.
Совершенствование нормативных правовых актов
в сфере государственного регулирования тарифов
в Астраханской области
В 2010 году в целях создания единой целенаправленной системы задач и принципов государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы и т.п.), а также приоритетных мероприятий по реализации ценовой политики Российской Федерации на территории Астраханской области, Службой были разработаны Основные направления государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области на 2010-2013 годы (далее – Основные направления).
Разработанные Основные направления были рассмотрены с участием широкого круга общественности и одобрены Правительством Астраханской области (распоряжение от 11.06.2010 № 243-Пр).
В июне 2011 года по предложению Службы Основные направления были скорректированы в связи с изменением действующего законодательства в сфере государственного регулирования тарифов (цен) (распоряжение Правительства Астраханской области от 23.06.2011 № 264-Пр «О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 11.06.2010 № 243-Пр»).
Службой была разработана и утверждена по согласованию с министерством финансов Астраханской области и министерством экономического развития Астраханской области Аналитическая ведомственная целевая программа Службы «Обеспечение доступности электрической энергии населению Астраханской области» на 2011-2013 г.г. (распоряжения Службы от 19.01.2011 № 2 и от 16.12.2011 № 47 «О внесении изменений в распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 19.01.2011 № 2»).
Проведена работа по приведению в соответствие с законодательством действующих с 2009 - 2010 г.г. административных регламентов Службы по исполнению следующих государственных функций:
- осуществление контроля за определением экономической обоснованности цен (тарифов) на работы, услуги, выполняемые и оказываемые государственными (бюджетными) учреждениями Астраханской области на платной основе и правильностью применения согласованных в установленном порядке указанных цен (тарифов) (постановление службы от 02.09.2009 № 28, с изменениями от 12 мая, 22 сентября 2010 г.) – признано утратившим силу постановлением Службы от 09.02.2011 № 7;
- урегулирование споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы (постановление службы от 23.10.2009 № 65, с изменениями от 16 декабря 2009 г., 9 июня, 22 сентября 2010 г.) – признано утратившим силу постановлением Службы от 09.11.2011 № 208;
- осуществление мониторинга выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса (постановление Службы от 07.04.2010 № 11, с изменениями от 22 сентября 2010 г.) – признано утратившим силу постановлением Службы от 09.11.2011 № 208.
Служба явилась разработчиком 20-ти постановлений и 2-х распоряжений Правительства Астраханской области.
В целях совершенствования методологических актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области в 2011 году Службой были разработаны:
- распоряжение Правительства Астраханской области от 14.04.2011 № 138-Пр «О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 27.01.2010 №26-Пр»;
- постановление министерства экономического развития Астраханской области от 01.04.2011 № 017-п «О признании утратившими силу постановлений Министерства экономического развития Астраханской области от 13.07.2007 № 13-п, от 13.11.2008 № 17-п»;
- распоряжение министерства экономического развития Астраханской области от 21.03.2011 № 0154-р, от 13.05.2011 № 0332-р «О внесении изменений в распоряжение министерства экономического развития Астраханской области от 02.03.2006 №10-р».
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Службой:
- принято 219 нормативных правовых актов об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- утверждены формы отчета о фактическом исполнении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целях совершенствования федерального законодательства в сфере государственного регулирования тарифов Службой были разработаны и внесены предложения в министерство экономического развития Астраханской области, контрольно-правовое управление администрации Губернатора Астраханской области, в Общественную палату Астраханской области и в Российский союз промышленников и предпринимателей.
Службой были внесены предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере государственного регулирования тарифов и в Федеральную службу по тарифам. В результате удалось инициировать изменение федеральной ценовой политики в отношении гаражных кооперативов.
Так, приказом ФСТ России от 31.12.2010 № 655-э были утверждены категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). В перечень не были включены некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения), ранее приравненные к населению.
Принимая во внимание, что электрическая энергия, потребляемая некоммерческими объединениями граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), используется в не коммерческих целях, Службой было подготовлено обращение Правительства Астраханской области в Федеральную службу по тарифам с предложением о внесении изменений в приказ от 31.12.2010 № 655-э и дополнении утвержденного перечня вышеуказанной категорией потребителей.
15.06.2011 ФСТ России такие изменения были внесены. Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), и отдельно стоящие гаражи, принадлежащие гражданам, в части приобретаемого объема электрической энергии в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой деятельности были отнесены к категориям потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Иные мероприятия, выполненные Службой в 2011 году
Служба, являясь ответственным исполнителем, выполнила все мероприятия, предусмотренные к реализации в 2011 году:
- распоряжением Правительства Астраханской области от 10.02.2011 № 35-Пр «О мероприятиях по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010».;
- отраслевой целевой программой «Развитие государственной гражданской службы Астраханской области (2010-2013 годы)» (постановление Правительства Астраханской области от 18.06.2009 № 304-П);
- комплексной целевой программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года» (постановление Правительства Астраханской области от 15.07.2010 № 300-П);
- программой развития конкуренции в Астраханской области на 2010-2012 годы (распоряжение Правительства Астраханской области от 31.03.2010 № 105-Пр);
- комплексом мер по недопущению необоснованного повышения тарифов на услуги, оказываемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства
на территории Астраханской области, на 2011-2013 годы (распоряжение Правительства Астраханской области от 06.06.2011 № 200-Пр);
- распоряжением Правительства Астраханской области от 29.04.2011 № 151-Пр «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной
сферы Астраханской области к отопительному периоду 2011-2012 года»;
- распоряжением Правительства Астраханской области от 29.04.2011 № 152-Пр «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти
Астраханской области по представлению информации в государственную
информационную систему в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности».
Службой подготовлены и представлены в исполнительные органы государственной власти Астраханской области материалы по основным показателям государственного регулирования цен (тарифов) и информация о показателях энергопотребления в регионе для разработки прогноза социально-экономического развития Астраханской области и бюджета Астраханской области на 2012-2014 г.
В соответствии с постановлением Службы от 23.10.2009 № 64 «Об административном регламенте службы по тарифам Астраханской области по исполнению государственной функции «Ведение перечня хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности» Службой:
- проведен анализ потребительского рынка Астраханской области в целях выявления организаций, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности, и сформирован перечень;
- принято 39 распоряжений по вопросам, связанным с ведением перечня.
По поручению ФСТ России Службой ежеквартально выполнялся мониторинг размера торговых надбавок на лекарственные средства, результаты мониторинга направлены в ФСТ России.
Проведена аналитическая работа по изменению регулируемых цен (тарифов) за период 2007-2011 г.г., по сравнительному анализу действующих регулируемых цен (тарифов) в Астраханской области с аналогичными ценами (тарифами), действующими в субъектах ЮФО.
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.01.2008 № 16-П Служба осуществляла организационно-техническое обеспечение работы межведомственной комиссии по вопросам стабилизации цен (тарифов) на территории Астраханской области, проведено 4 заседания.
Во исполнение распоряжения Правительства Астраханской области от 30.07.2008 № 334-Пр «О реализации соглашения между Правительством Астраханской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2008-2010 годы» проведен мониторинг систем оплаты труда и уровней тарифов.
В течение 2011 года специалистами Службы принято участие в 91-м судебном заседании арбитражных судов по 22 делам, из них: в качестве ответчика - по 10 делам, в качестве третьего лица - по 11 делам, в качестве истца - по 1 делу.
Основное количество обращений в суд хозяйствующих субъектов, должностных лиц связано с оспариванием постановлений Службы о привлечении к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ и по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 13.05.2010 № 14.14 индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) назначено административное наказание по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Нарушение выразилось в завышение предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленных постановлением Правительства Астраханской области от 27.02.2010 № 68-П.
ИП, не согласившись с постановлением службы, обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об оспаривании постановления службы. Суд не нашел оснований для отмены или изменения указанного постановления и в удовлетворении заявленных требований отказал (решение от 03.08.2010 дело № А06-3110/2010).
В апелляционной инстанции указанное решение арбитражного суда Астраханской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной инстанции решение арбитражного суда Астраханской области и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения (постановление от 26.01.2011).
ООО СК «Стрелецкое» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об оспаривании постановления Службы от 12.10.2010 № 27.27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Нарушение выразилось в неисполнении предписания Службы от 26.08.2010 № 51, в соответствии с которым ООО СК «Стрелецкое» надлежало прекратить нарушение Правил государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 № 346-П и в срок до 24.09.2010 представить в службу обоснованные предложения об установлении тарифов.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.12.2010 дело №А06-6381/2010 постановление Службы от 12.10.2010 №27.27 отменено.
Служба, не согласившись с решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.12.2010 дело №А06-6381/2010, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о признании его незаконным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.12.2010 по делу № А06-6381/2010 отменено. В удовлетворении требований ООО СК «Стрелецкое» о признании незаконным и отмене постановления Службы от 12.10.2010 № 27.27 отказано.
31.05.2011 ООО СК «Стрелецкое» на указанное постановление подана кассационная жалоба. В принятии кассационной жалобы ООО СК «Стрелецкое» отказано 20.06.2011.
Арбитражным судом города Москвы 05.09.2011 было рассмотрено заявление ОАО «РЖД» о признании незаконным постановления службы по тарифам Астраханской области от 16.03.2011 № 29.28.
Указанным постановлением службы по тарифам Астраханской области ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов. Назначен административный штраф в размере 100 тыс. руб.
Основанием для принятия службой по тарифам Астраханской области обжалуемого постановления явились следующие обстоятельства.
В отношении ОАО «РЖД» службой по тарифам Астраханской области было вынесено предписание от 22.12.2010 № СТ/03-15-58 «О прекращении нарушения Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
ОАО «РЖД» было предписано организовать в течение 30 дней со дня получения предписания ведение раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии.
Предписание службы по тарифам Астраханской области ОАО «РЖД» в установленный срок не выполнило.
В результате судебного разбирательства арбитражный суд города Москвы признал обжалуемое постановление службы по тарифам Астраханской области законным и обоснованным.
Проведена большая консультативно-методическая работа специалистов Службы с физическими и юридическими лицами, проведены рабочие совещания и подготовлены информационные письма Службы:
- «О приведении нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с действующим законодательством» от 15.02.2011 № СТ/01-15-210;
- «О Всероссийском практическом семинаре «Государственная политика в области тарифного регулирования и реформирования организаций ЖКХ» от 14.12.2011 № СТ/01-15-3722.
Деятельность Службы широко освещалась в средствах массовой информации. В Сборнике законодательных и нормативных правовых актов Астраханской области размещены все принятые постановления Службы, а также информация о результатах мониторинга выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса.
Рейтинговая оценка деятельности службы по тарифам Астраханской области по критериям открытости и гласности по итогам 2011 года составляет максимальное количество балов. Обновления на сайте осуществлялись ежедневно. Размещено на сайте 100 % социально значимых открытых к публикации документов, принятых Службой.
В 2011 году 12 сотрудников Службы повысили профессиональный уровень.
Сотрудниками Службы принято участие:
- в работе межведомственной группы для координации совместных действий по противодействию преступлениям в сфере экономики (совместный приказ от 27.11.2008 № 84/1028/344/198п/01-04-272/ОДТ-384/223 прокуратуры Астраханской области, УВД, УФСБ, УФАС по Астраханской области и Службы);
- в работе межведомственного совета по делам граждан пожилого возраста и инвалидов при министерстве социального развития и труда Астраханской области;
- в Международной научно-практической конференции «Государство и право: современное состояние и перспективы развития», посвященной памяти и в связи с 60-летием со дня рождения д.ю.н. П.М. Силинова;
- в заседании Общественно-консультативного совета при Астраханском УФАС России с повесткой дня: «Рост тарифов на услуги электроснабжающих организаций в Астраханской области и их влияние на развитие предпринимательства»;
- в спортивных соревнованиях среди сотрудников органов исполнительной власти Астраханской области; во Всероссийском дне бега «Кросс Наций-2011»;
- в апрельских субботниках;
- в акции «Первоклассник»;
- в акции «Пришло время читать».
Во исполнение постановления Губернатора Астраханской области от 18.07.2005 № 460 «Об организации деятельности закрепленных за муниципальными образованиями Астраханской области» специалистами Службы было организовано взаимодействие с руководителями соответствующих муниципальных образований по решению актуальных проблем, в том числе по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Астраханской области.
Руководитель службы по тарифам
Астраханской области О.Г. Зверева
февраль 2012 г.
|