С 1 января 2011 года в полном объеме вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который кардинально изменил и дополнил терминологию и принципы, используемые при государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения.
Так, в ранее действовавшем Федеральном законе от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» под тепловой энергией понимался товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления).
Теперь в Федеральном законе «О теплоснабжении» содержится иное понятие указанного термина, на наш взгляд, более полно отражающее физический смысл тепловой энергии: «энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление)». Напомним, что энергетический ресурс - это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Впервые в Федеральном законе «О теплоснабжении» дано определение понятия «регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения» и содержится исчерпывающий их перечень:
- реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
- оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Претерпели изменения и принципы государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Среди новых принципов следует отметить следующие:
- обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;
- обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов;
- обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
На наш взгляд, незаслуженно не учтен в Федеральном законе «О теплоснабжении» ранее применяемый принцип выбора поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе (ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»).
В целях эффективного использования средств, учитываемых в тарифах, считаем необходимым установить обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, при размещении заказов на поставки товаров применять Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Соответствующие предложения службы по тарифам Астраханской области по внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» направлены в Федеральную службу по тарифам.
Первый заместитель руководителя
службы по тарифам Астраханской области С.Н. Зайкова
|