В 2010 году служба по тарифам Астраханской области (далее–Служба) осуществляла государственное регулирование цен (тарифов) в соответствие с действующим федеральным законодательством, определяющим основы ценовой политики страны, и распоряжением Правительства Астраханской области
от 11.06.2010 № 243-Пр «Об Основных направлениях государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области на 2010-2013 годы».
Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области являются:
1. Принцип законности и единообразия методологии ценообразования.
Этот принцип выражается в формировании цен в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и на основе единых для всех органов ценового регулирования на территории Астраханской области обоснованных методик регулирования цен.
2. Принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей продукции, товаров и услуг.
Содержание указанного принципа заключается в достижении равновесия экономической выгоды участников рынка, в создании оптимального соотношения взаимосвязанных интересов поставщиков и потребителей в общественных отношениях по производству, обмену и распределению продукции.
Баланс достигается путем установления уполномоченными исполнительными органами государственной власти Астраханской области тарифов, включающих в себя экономически обоснованные расходы на производство, транспортировку и сбыт продукции, товаров и услуг, и экономически обоснованную прибыль.
3. Принцип доступности продукции, товаров и услуг.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституционно-правовое закрепление концепции социального государства находит свое отражение в действующем законодательстве в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Указанный принцип означает возможность всех или многих потребителей получить за экономически обоснованную плату продукцию, товары и услуги.
4. Принцип обеспечения экономической обоснованности затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Экономическая обоснованность затрат и прибыли подразумевает их необходимость, экономическую эффективность и способность влиять на экономическое развитие хозяйствующего субъекта.
Обоснованность подтверждается мотивированным экспертным заключением уполномоченного исполнительного органа государственной власти Астраханской области, содержащим основания признания затрат и прибыли экономически эффективными, экономически обоснованными.
5. Принцип создания условий для привлечения инвестиций.
Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики, а инвестиционная политика - составной частью экономической политики государства.
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности инвесторов.
6. Принцип обеспечения открытости для потребителей и иных лиц информации о формировании цен (тарифов).
Открытость информации о формировании тарифов позволяет осуществлять общественный контроль в указанной сфере за деятельностью хозяйствующих субъектов, за исполнением ими производственных и инвестиционных программ.
7. Принцип единства государственного регулирования цен и государственного контроля.
Данный принцип состоит в неразрывной связи процессов ценообразования и контроля. Установленные уполномоченными исполнительными органами государственной власти Астраханской области цены должны применяться без нарушений.
Соблюдение вышеуказанных принципов позволило Службе в 2010 году решить следующие стратегические задачи в сфере государственного регулирования цен (тарифов):
1. Сократить экономически необоснованные расходы хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
2. Обеспечить соблюдение порядка ценообразования на территории Астраханской области;
3. Усовершенствовать нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Сокращение экономически необоснованных расходов
хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование (согласование) цен (тарифов)
1. Тарифное регулирование в сфере газоснабжения
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П «О службе по тарифам Астраханской области» (с изменениями и дополнениями от 02.04.2009 и 19.11.2010) служба по тарифам Астраханской области в сфере газоснабжения наделена полномочиями по:
- установлению розничных цен на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах);
- установлению розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);
- установлению размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации.
1.1. Природный газ
Реализацию природного газ населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, для потребления газа с использованием местных бытовых приборов (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах) на территории Астраханской области осуществляет ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (правопреемник ЗАО «Астраханьрегионгаз»).
Установленные розничные цены на природный газ представляют собой сумму следующих слагаемых, утверждаемых Федеральной службой по тарифам:
1) оптовая цена на газ;
2) тариф на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям;
3) плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, реализующего газ на территории Астраханской области.
Во избежание резких изменений розничных цен на природный газ и проведения взвешенной ценовой политики, розничные цены на природный газ, реализуемый ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» населению, на 2011 год установлены без дифференциации по направлениям потребления газа в размере:
- с 01.01.2011 по 31.03.2011 - 3000 руб./1000м3 (с НДС). По отношению к IV кв. 2010 темп роста розничной цены составит 103,2%;
- с 01.04.2011 по 31.12.2011 - 3285 руб./1000м3 (с НДС). По отношению к I кв. 2011 темп роста розничной цены составит 109,5%;
Указанные темпы роста розничной цены на природный газ не превышают прогнозного уровня, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации в «Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», принятого при формировании бюджета Астраханской области на 2011 год и учтенного в прогнозе социально-экономического развития Астраханской области на 2011 год.
Основными факторами, повлиявшими на уровень средневзвешенной розничной цены на природный газ, явились:
1. Увеличение ФСТ России:
- оптовой цены на газ на 18,01%,
- тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 20,4%,
- платы за снабженческо-сбытовые услуги на 17,04%,
2. Изменение структуры и увеличение прогнозного объема потребления природного газа населением Астраханской области в 2011 году, в связи с проводимой в регионе программой газификации.
Розничная цена на природный газ, реализуемый населению Астраханской области в 2011 году, по сравнению с розничными ценами на природный газ в других субъектах Южного федерального округа (Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском крае), является одной из самых низких.
Сравнительная таблица розничных цен на природный газ, реализуемый населению в субъектах ЮФО на 2011 год:
Установленные розничные цены применяются ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» с 01.01.2011 при расчетах с населением, а также жилищно-эксплуатационными организациями, организациями управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительными кооперативами и товариществами собственников жилья для бытовых нужд населения, для потребления газа с использованием местных бытовых приборов (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах).
На территории Астраханской области реализация программ газификации, финансируемых за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в 2011 году не планируется и соответственно специальные надбавки для финансирования программ газификации на 2011 год службой по тарифам Астраханской области не устанавливались.
1.2. Сжиженный газ
Реализацию сжиженного газ населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), на территории Астраханской области в 2011 году осуществляют ООО «Газэнергосеть Астрахань» и ООО «НОВАТЭК-АЗК».
В результате проведенной службой по тарифам Астраханской области работы (протокол совещания от 02.12.2010 № 7) на 2011 год сохранены на уровне 2010 года предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО «Газэнергосеть Астрахань», установленные постановлением службы по тарифам Астраханской области от 14.12.2009 № 133 (с НДС):
а) в баллонах без доставки до потребителя – 16,82 руб./кг,
б) в баллонах с доставкой до потребителя – 27,31 руб./кг,
в) из групповых газовых резервуарных установок – 25,56 руб./кг.
С 08.01.2011 потребителями ООО «НОВАТЭК-АЗК» является население поселков Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак Астраханской области, которому ранее реализацию сжиженного газа осуществляло ООО «Нефтехимэко».
Предельный максимальный уровень розничной цены на сжиженный газ, реализуемый ООО «НОВАТЭК-АЗК», на 2011 год снижен по сравнению с уровнем розничных цен ООО «Нефтехимэко» (постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2010 № 206) и составил при реализации сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок – 43,7 руб./кг (с НДС).
Установленные предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ применяются ООО «Газэнергосеть Астрахань» и ООО «НОВАТЭК-АЗК» при расчете с населением, а также жилищно-эксплуатационными организациями, организациями, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительными кооперативами и товариществами собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
Экономический эффект от государственного регулирования указанных цен за счет снижения необоснованных затрат регулируемой организации (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 1,923 млн. руб.
2.Тарифное регулирование в сфере электроэнергетики
С 1 января 2011 года утратил силу Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат:
1. Цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях;
2. Цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
3. Цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
4. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
5. Цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
Учитывая изложенное, службой по тарифам Астраханской области на 2011 год установлены:
- сбытовые надбавки для двух гарантирующих поставщиков электрической энергии в Астраханской области (ОАО «Астраханская сбытовая компания» и ОАО «Русэнергосбыт»);
- тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей приравненных к категории «население».
Согласно материалов обращений гарантирующих поставщиков об установлении сбытовых надбавок на 2011 год:
- ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» была заявлена средняя величина сбытовой надбавки в размере 231,63 руб. /МВтч (без НДС). По оценке службы по тарифам Астраханской области на 2011 год средняя величина сбытовой надбавки составит 127,73 руб./МВтч (без НДС), т.е. снижена на 44,86%;
- ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» была заявлена средняя величина сбытовой надбавки в размере 87,48 руб. /МВтч (без НДС). По оценке службы по тарифам Астраханской области на 2011 год средняя величина сбытовой надбавки составит 27,97 руб./МВтч (без НДС), т.е. снижена на 68,03%.
Экономический эффект от регулирования сбытовых надбавок гарантирующего поставщика (снижение тарифной нагрузки на потребителя) составил 230,2 млн.рублей.
При установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Астраханской области и потребителям, приравненным к населению, службой по тарифам Астраханской области были рассмотрены материалы гарантирующих поставщиков ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», а также ОАО «Оборонэнергосбыт».
Указанными организациями на 2011 год был предложен тариф на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненными к населению, в среднем по региону в размере 3,32 руб./кВтч (с НДС).
При формировании тарифов на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, службой по тарифам Астраханской области был применен метод индексации.
Установленные на 2011 год тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к категории население, соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2011 год, установленному приказом ФСТ России от 07.10.2010 № 245-э/3.
С 1 января 2011 г. поставка электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется в объеме всего фактического потребления по регулируемым тарифам:
- для городского населения и потребителей, приравненных к населению - 2,97 руб./кВтч (с НДС). Указанный тариф на электрическую энергию ниже аналогичного тарифа, установленного в самых крупных субъектах Южного федерального округа, таких как Краснодарский край (3,06./кВтч) и Ростовская область (3,08 руб./кВтч).
- для сельского населения и населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками (для указанных потребителей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» применен понижающий коэффициент 0,7) – 2,08 руб./кВтч (с НДС). Указанный тариф на электрическую энергию ниже аналогичного тарифа, установленного в Краснодарском крае (2,14 руб./кВтч) и Ростовской области (2,15 руб./кВтч).
В среднем по региону регулируемые тарифы на электрическую энергию для населения по отношению к уровню 2010 года выросли на 10 %. По отношению к предложениям энергоснабжающих организаций тариф снижен с 3,32 до 2,63 руб./кВтч или на 20,8%.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год были установлены для 25-ти сетевых организаций.
Учитывая фактическое исполнение в 2009 году на территории Астраханской области инвестиционной программы филиалом ОАО «МРСК Юга»-«Астраханьэнерго», а также предельные темпы роста тарифов на электрическую энергию для населения на 2011 год, определенные Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации, службой по тарифам Астраханской области были внесены изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 16.10.2008 № 79 «О тарифах на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии на территории Астраханской области» в части показателей 2011 года.
Объем инвестиций на 2011 год, направленный на развитие электросетевого комплекса региона, согласно утвержденной распоряжением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 02.06.2010 № 43-р инвестиционной программе филиала ОАО «МРСК Юга»-«Астраханьэнерго», составит 1115,5 млн.рублей.
Установленные единые (котловые) тарифы на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии по сетям на территории Астраханской области на 2011 год являются самыми низкими в Южном федеральном округе.
Одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям в субъектах ЮФО в 2011 году (кроме населения):
Экономический эффект от государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 1480 млн. руб.
В течение 2010 года службой по тарифам Астраханской области было принято 16 постановлений об установлении платы на технологическое присоединение по индивидуальным проектам, учитывающим инвестиционную составляющую (то есть средства на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства).
Экономический эффект от государственного регулирования платы за технологическое присоединение по индивидуальным проектам составил 351,75 млн.рублей.
В целях обеспечения взвешенной тарифной политики в сфере электроэнергетики Службой:
- проведены анализы финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций Астраханской области за 2009 - 1 полугодие 2010 года;
- направлены в ФСТ России консолидированные по Астраханской области предложения по формированию сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности на 2011 год;
- ежемесячно проводился анализ фактического исполнения энергоснабжающими организациями утвержденного сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности, с учетом оценки изменения структуры потребительских групп.
Таким образом, Службой достигнуты целевые индикаторы, характеризующие степень решения задачи, предусмотренные распоряжением Правительства Астраханской области от 03.08.2010 № 324-Пр «О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2010 год и на период с 2011 до 2013 года»:
Наименование показателя (индикатора), характеризующего степень решения задачи
|
Ед. изм.
|
Значения показателя целевого индикатора
|
2010 г.
|
Прогноз
|
Факт
|
Установленный тариф на электроснабжение для городского населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами (с НДС), кВт/час
|
руб.
|
2,70
|
2,70
|
Тариф, установленный на электроснабжение для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками (с НДС), кВт/час
|
руб.
|
1,89
|
1,89
|
Установленный тариф для сельского населения (с НДС), кВт/час
|
руб.
|
1,89
|
1,89
|
|