В начале 90-х гг. прошлого столетия, когда в период галопирующей инфляции цены на все товары и услуги стали возрастать, государство стало удерживать рост цен тарифов на электроэнергию и другие коммунальные услуги для населения за счет дополнительного повышения этих цен и тарифов для коммерческих потребителей. Тем самым, возникла и в дальнейшем начала обостряться проблема перекрестного субсидирования населения.
Одним из важнейших условий успешной реализации структурных реформ естественных монополий, в том числе электроэнергетики, является ликвидация перекрестного субсидирования населения. Результат должен заключаться в постепенном доведении тарифа на электроэнергию для населения до экономически обоснованного уровня, что приведет к прекращению практики компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций за счет завышенного тарифа для других групп потребителей и устранению избыточной социальной нагрузки на естественно монопольные сферы.
Однако, резкое повышение тарифа на электроэнергию для населения неизбежно приведет к негативным социальным последствиям. В целях защиты всех категорий населения и гарантирования потребления необходимого для жизнеобеспечения объема электроэнергии законодательством предусмотрена возможность государственного регулирования тарифов для населения в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления электрической энергии.
В настоящее время в Правительстве РФ проходит согласование проекта Порядка определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии.
Данный порядок устанавливает правила определения социальной нормы потребления электрической энергии и применения социальной нормы потребления электрической энергии при определении стоимости электрической энергии, поставленной населению РФ, а также определяет порядок организации учета поставленной электрической энергии и информационного обмена при применении социальной нормы потребления электрической энергии.
Основными целями введения социальной нормы являются:
- стимулирование населения к энергосбережению;
- сокращение объема субсидирования предприятиями населения;
- плановое доведение тарифов на электрическую энергию для населения до экономически обоснованного уровня.
Под социальной нормой потребления электрической энергии (социальная норма) понимается установленная органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов норма месячного объема (количества) потребления электрической энергии, применяемая в отношении домохозяйства (кВтч/месяц) и оплачиваемая по льготному тарифу.
Размер социальной нормы зависит от типа и группы домохозяйства.
Домохозяйство – это группа граждан РФ, иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, зарегистрированных по постоянному месту жительства в установленном порядке в одном жилом помещении, приобретающих и использующих электрическую энергию для собственного (бытового) потребления.
Типы домохозяйства:
- жилые помещения в городах и городских поселениях, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками;
- жилые помещения в городах и городских поселениях, не оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками;
- жилые помещения в сельской местности.
Группа домохозяйства – категория домохозяйства, определяемая в зависимости от количества бытовых потребителей (домохозяйства с одним, двумя, тремя, четырьмя пятью и более зарегистрированными в установленном порядке бытовыми потребителями).
Федеральной службой по тарифам будут устанавливаться предельные минимальный и (или) максимальный уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую поставщиками электрической энергии населению, отдельно для объемов в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.
Органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов будут определяться социальные нормы для домохозяйств соответствующего типа и групп и утверждаться тарифы на электрическую энергию в пределах и сверх социальной нормы, в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам.
С учетом изложенного, стоимость электрической энергии (мощности), потребленной в соответствующем месяце домохозяйствами в пределах социальной нормы, будет определяться как произведение объема электрической энергии, потребленного домохозяйством в пределах социальной нормы и тарифа, установленного на соответствующий год в отношении электроэнергии, потребляемой в пределах социальной нормы.
Стоимость электрической энергии (мощности), потребленной в соответствующем месяце домохозяйствами сверх социальной нормы, будет определяться как произведение объема электрической энергии, потребленного домохозяйством сверх социальной нормы и тарифа, установленного на соответствующий год в отношении электроэнергии, потребляемой сверх социальной нормы.
Поставщики электрической энергии и исполнители коммунальных услуг будут обязаны вести раздельный учет объемов электрической энергии, поставляемой каждому домохозяйству в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы.
Главный специалист отдела
контроля и регулирования тарифов
(цен) в сфере электроэнергетики и
газоснабжения О.А. Вакуленко
|