В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» под «коммунальными услугами» понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
До принятия постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 тарифы на коммунальные услуги устанавливались органами местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89, путем принятия правового акта об установления тарифов. Он являлся обязательным для применения исполнителями и потребителями.
В настоящее время принятие органами местного самоуправления правовых актов об установлении тарифов на коммунальные услуги противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исполнителями и потребителями этих услуг по формулам, содержащимся в Правилах.
Для расчета используется тариф, установленный для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ и объем потребляемых услуг, определяемый по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по регулированию тарифов (цен) на все коммунальные ресурсы (за исключением электрической энергии и газа).
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
В Астраханской области ранее органы местного самоуправления не наделялись указанными полномочиями, не планируется такое распределение полномочий и на период 2011-2013 г.
Государственное регулирование тарифов (цен) на газ, электрическую и тепловую энергию на территории Астраханской области осуществляет служба по тарифам Астраханской области.
Основные требования по реализации органами местного самоуправления полномочиями в сфере регулирования тарифов (цен) на коммунальные ресурсы определены в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Статьей 5 указанного федерального закона перечислены исключительные полномочия представительных органов муниципальных образований, они:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Отдельно перечислены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, которые могут быть закреплены как за исполнительными органами муниципальных образований, так и представительными органами. Органы регулирования:
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
3) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;
4) утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
5) рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;
10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
14) запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Основы ценообразования определяют принципы и методы регулирования тарифов (надбавок) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а Правила определяют порядок установления тарифов.
Государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 468 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок.
На территории Астраханской области государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок осуществляет служба по тарифам Астраханской области.
В течение 2009 года службой по тарифам Астраханской области было проведено 38 проверок обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований тарифов и надбавок в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. По результатам 35 проверок выявлены нарушения.
К основным нарушениям, допускаемым органами местного самоуправления, относятся:
- отсутствие на территории муниципального образования органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- не установление органом регулирования системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса без согласования производственной программы организации коммунального комплекса;
- установление периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, не соответствующего сроку реализации производственной программы.
Органами регулирования муниципальных образований допускаются нарушения процедуры регулирования тарифов:
- не направляются организациям коммунального комплекса извещения о принятии документов для утверждения тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса к рассмотрению и открытии соответствующего дела;
- не направляются организациям коммунального комплекса извещения о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов,
- не проводится экспертиза документов, представленных организациями коммунального комплекса для расчета финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Одной из проблем государственного регулирования на территории Астраханской области тарифов и надбавок в указанной сфере является недостаток в органах местного самоуправления квалифицированных специалистов.
В целях повышения эффективности государственного регулирования тарифов и надбавок необходимы организация и проведение соответствующих обучающих курсов для специалистов органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Кроме того, сдерживающим фактором в реализации на территории Астраханской области Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» является отсутствие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разрабатываемых Министерством регионального развития РФ.
Как следует из Плана мероприятий по реализации основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010-2011 годов, утвержденного 05.03.2010 первым заместителем Председателя Правительства РФ Шуваловым И. (далее - План мероприятий), принятие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса запланировано на II квартал 2010 года.
Необходимо отметить предстоящие изменения действующего законодательства в сфере регулирования органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Планом мероприятий в IV квартале 2010 года планируется внесение изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части:
- закрепления полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса органами исполнительной власти субъектов РФ и оснований делегирования таких полномочий органам местного самоуправления;
- уточнения понятий «инвестиционная программа» и «производственная программа» и уточнения полномочий регулирующих органов субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию инвестиционных программ, реализуемых на территории муниципального образования.
Думается, что при уточнении понятия «инвестиционная программа» необходима привязка инвестиций к инновациям, поскольку управление ценообразованием имеет большое значение в инновационном развитии России.
Генезис развития организационно-правовых форм управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в России показал, что цены всегда являлись объектом регулирования со стороны государства.
На разных исторических этапах цены были орудием увеличения благосостояния населения, развития отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также стимулом для внедрения новых технологий.
В истории государственного регулирования цен имеется практика установления зависимости цен от качества высокоэффективной продукции. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 12.07.1979 № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы» (п. 52) на новую высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения, соответствующую лучшим отечественным и мировым образцам, была предусмотрена надбавка к оптовой цене в размере от 0,5 до 1,25 норматива рентабельности, установленного при определении цен для данной группы товаров.
На сегодняшний день законодательные и иные правовые акты, определяющие порядок регулирования цен исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, основы ценообразования не стимулируют хозяйствующих субъектов к повышению качества продукции, эффективности ее производства и внедрению научно-технических разработок.
Заинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении инновационных технологий с возвратом вложенного капитала через цены (тарифы) возникнет, когда помимо пропаганды инновационного развития страны появится понятный механизм ценообразования на инновационную продукцию, образец, пример управления ценами.
Таким образцом должно стать, прежде всего, государственное управление в сфере ценообразования. Наряду с налоговыми льготами, грантами, государственными заказами, государственная ценовая политика должна занять достойное место в инновационном развитии России.
Государственная ценовая политика представляет собой составную часть экономической и социальной политики государства, поэтому, с одной стороны, она должна быть направлена на создание конкуренции, ориентирующейся на экономическое развитие с использованием достижений научно-технического прогресса, с другой стороны, - на недопущение инфляционного роста, поддержание прожиточного минимума, обеспечение доступности продукции, товаров и услуг первой необходимости.
Основополагающими принципами государственного регулирования цен (тарифов) в настоящее время являются: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей с учетом доступности продукции, товаров и услуг; обеспечение экономической обоснованности затрат и прибыли хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Анализ действующего законодательства, определяющего принципы и направления ценовой политики Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что сущность ценовой политики заключается в воздействии государства на процессы ценообразования и участвующих в них лиц с целью соблюдения государственных и общественных интересов.
В Концептуальных подходах к формированию государственной политики цен в Российской федерации, разработанных НИР РАН и озвученных 11 ноября 2009 года на Всероссийской конференции «Эффективная государственная ценовая и тарифная полтика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России», ценовая политика государства была рассмотрена также как системное научно обоснованное влияние государства на цены и ценообразование в стране, отражающее национальные интересы России.
Нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности, являются государственным, общественным и национальным интересами России. Значит одним из основных направлений государственной ценовой политики должно стать создание экономических условий для внедрения инноваций.
Действующее законодательство в сфере государственного регулирования тарифов позволяет учитывать в регулируемых ценах (тарифах) инвестиционные ресурсы, необходимые для реализации инвестиционных программ.
Идея развития производственных мощностей, электросетевого комплекса и систем коммунальной инфраструктуры нашла отражение в федеральных законах от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В указанных федеральных законах в числе основных принципов государственного регулирования цен предусмотрен принцип создания условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. При этом не имеется целевой привязки инвестиций к внедрению инновационных проектов.
Создание неразрывной связи между инвестициями и инновациями, возможность учета в регулируемых ценах инвестиционных ресурсов только на реализацию инновационных проектов явились бы мотивацией, побуждающей инновационное развитие, стимулом для реализации научных идей.
Таким образом, государственное управление ценообразованием имеет важное значение в инновационном развитии России, а создание условий для внедрения инноваций в ближайшее время должно стать одним из направлений государственной ценовой политики.
Первый заместитель руководителя службы по тарифам Астраханской области С.Н.Зайкова
|