Подходит к завершению реформирование электроэнергетики России, цели и задачи которого определены постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", федеральными законами “Об электроэнергетике” и “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…”.
На первом этапе реформирования произошло разделение отрасли на естественно-монопольные (передача, распределение электроэнергии и диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности.
На втором этапе реформирования на смену процессам разделения пришла межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые предприятия объединены в межрегиональные компании по видам деятельности. Цены на электроэнергию стали формироваться в результате торгов, которые проводит некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 №643 доля электроэнергии продаваемой по свободной цене (кроме населения) в 2010 году составит: с 1 января по 30 июня – от 35 до 40 процентов; с 1июля по 31 декабря – от 15 до 20%. С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме будет продаваться по свободным нерегулируемым ценам.
На этом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии. Начиная с 2011 года государственное регулирование будет осуществляться только в отношении тарифов на услуги по диспетчеризации и передаче электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям. Цена на электроэнергию, выработанную на электростанциях, будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. Как следствие произойдет полное изменение системы договоров заключаемых потребителями на розничном рынке электроэнергии Астраханской области.
В том числе требуется реализовать условие одной из целей реформы ? создать конкуренцию в сфере сбыта электроэнергии. В Астраханской области уже действуют четыре энергосбытовые компании: ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»; ООО «Русэнергосбыт»; ОАО «ВСК-энерго»; ООО «Межрегионэнергосбыт». Конкурируя между собой, они могут предлагать потребителям более выгодные и удобные условия поставок электроэнергии.
Кроме того, для гарантирования надежных и бесперебойных поставок электроэнергии населению и некоторым другим категориям потребителей (прежде всего, бюджетным потребителям), в Астраханской области созданы «гарантирующие поставщики» – особые субъекты розничного рынка электроэнергии, обязанные заключить в границе зоны деятельности гарантирующего поставщика договор на поставку электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем: ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»; ООО «Русэнергосбыт».
Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков, в отличие от сбытовых надбавок иных энергосбытовых компаний, регулируется (устанавливается) службой по тарифам Астраханской области. Например, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» была установлена постановлениями службы по тарифам Астраханской области:
• от 12.09.2007 №110 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности»;
• от 27.10.2008 №102 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности».
Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 № 302-э/5 «Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии» и предусматривают одновременное установление:
• ставки сбытовой надбавки гарантирующего поставщика за обеспечение поставки одного кВтч электрической энергии потребителям всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население" (руб./МВтч);
• ставки сбытовой надбавки за обслуживание одной точки поставки электрической энергии потребителям всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население" (руб./точка поставки);
При регулировании (установлении) тарифов на электрическую энергию до 2010 года ставки сбытовой надбавки гарантирующего поставщика учитывались в составе тарифа на электроэнергию.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2009 №125 «О внесении изменений и дополнений в Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом ФСТ России от 08 апреля 2005 г. №130-э» изменены требования к решению регулирующего органа об установлении тарифов. В том числе в состав одноставочного тарифа, дифференцированного по числу часов использования заявленной мощности включаются: средневзвешенная стоимость электроэнергии (мощности) (руб./МВтч); услуги по передаче, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи (руб./МВтч).
С учетом изложенного, на основании действующего законодательства РФ, учитывая необходимость эволюционного (поэтапного) приведения системы договоров на розничном рынке электроэнергии Астраханской области в соответствие с целевой моделью реформирования электроэнергетики, ставка сбытовой надбавки за обслуживание одной точки поставки электрической энергии потребителям всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население" (руб./точка поставки) была выведена из структуры тарифов на электрическую энергию установленных постановлением службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности», вступившим в силу с 1 января 2010 года.
В настоящее время указанное постановление службы по тарифам Астраханской области действует в редакции постановления службы по тарифам Астраханской области от 17.03.2010 № 7.
Установленная ставка сбытовой надбавки за обслуживание одной точки поставки электрической энергии потребителям всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население" оплачивается ежемесячно в размере 261,5 руб.
Несомненными достоинствами реализованной модели являются:
- возможность потребителя оплачивать сбытовые услуги гарантирующего поставщика только в части принадлежащих ему точек поставки;
- создание экономических стимулов оптимизации количества точек поставки и в целом системы учета электроэнергии.
В соответствии с законодательством Российской Федерации договор энергоснабжения является заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, под точкой поставки понимается место в электрической сети находящееся на границе балансовой принадлежности сетей, используемое для определения объема взаимных обязательств.
Согласно статьям 533, 541-544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, и позиции Высшего арбитражного суда РФ (определение от 23.10.2007 №12809/07) существенными условиями договора энергоснабжения помимо предмета договора и количества энергии являются её качество, режим потребления, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования.
Учитывая, что цена является существенным условием договора энергоснабжения, между сторонами договора должно быть достигнуто соглашение о цене и единицах её измерения (руб./кВтч., руб./точка поставки и т.п.).
Руководитель службы по тарифам
Астраханской области В.А. Мовчан
20.04.2010
|