Внимание многих астраханцев сейчас привлечено к широко обсуждаемой в средствах массовой информации теме увеличения платежей за коммунальные услуги.
Для того, чтобы разобраться в причинах произошедшего увеличения платежей рассмотрим что понимает законодатель под коммунальными услугами, как формируется размер платы за коммунальные услуги, степень участия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Астраханской области, в процессе ценообразования.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Законодательство Российской Федерации не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исполнителями и потребителями услуг исходя из объема потребляемых коммунальных услуг (определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг) и тарифов (цен), установленных для ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, в отдельных случаях, на размер платежа может влиять наличие бюджетных дотаций и субсидий, предоставляемых из бюджетов различных уровней ресурсоснабжающим организациям, исполнителям и потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, размер платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифов (цен) с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.
Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления.
Например, в городе Астрахани при расчете платы за коммунальные услуги применяются нормативы потребления коммунальных услуг установленные:
• распоряжением главы администрации города Астрахани от 03.06.1992 №56 «Об утверждении норм водопотребления по г. Астрахани»;
• постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 №26 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда для расчета тарифов для населения»;
• постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 28.12.2006 №02-п «Об утверждении нормативов потребления газа населением Астраханской области при отсутствии приборов учета газа» (с изменениями от 28.08.2009);
• постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 28.12.2006 №03-п «Об утверждении временных нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Астраханской области» (с изменениями от 26.12.2007).
Тарифы на холодную воду, водоотведение горячую воду для ресурсоснабжающих организаций в городе Астрахани установлены решениями Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань".
Например, тарифы МУП г. Астрахани «Астрводоканал» установлены решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 11.12.2009 №235 "Об установлении тарифов, надбавок к тарифам на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, техническую воду МУП г. Астрахани «Астрводоканал». Тарифы ОАО «ТЭЦ-Северная» и МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» установлены соответственно решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 26.11.2009 №150 "Об установлении тарифа на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО «ТЭЦ-Северная» и решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 11.12.2009 №236 «Об установлении тарифа на горячую воду МУП г. Астрахани Коммунэнерго».
Поэтому о причинах изменения этих тарифов потребителей обязаны уведомлять ресурсоснабжающие организации и органы местного самоуправления, принимающие соответствующие решения.
Остановимся подробнее на государственном регулировании цен (тарифов) осуществляемом органом исполнительной власти Астраханской области – службой по тарифам Астраханской области.
Действующие в настоящее время розничные цены на природный газ реализуемый населению ЗАО «Астраханьрегионгаз» установлены постановлением службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 №138 «Об установлении розничных цен на природный газ» и составляют (с НДС):
- с 01.01.2010 по 31.03.2010 - 2516 руб./1000м3;
- с 01.04.2010 по 31.12.2010 - 2906 руб./1000м3.
Изменение в 2010 году цен на природный газ реализуемый населению обусловлено соответствующими приказами Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, принятыми после рассмотрения обращений газоснабжающих и газораспределительных организаций, об установлении с 1 января и 1 апреля текущего года оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа.
Для сведения можно отметить, что розничная цена на природный газ реализуемый населению в Астраханской области существенно ниже, чем например в Ростовской области (соответственно 2959 и 3292 руб./1000м3) или Краснодарском крае (соответственно 2896,67 и 3327,12 руб./1000м3).
Тарифы на тепловую энергию для каждой теплоснабжающих организаций Астраханской области на 2010 год установлены постановлениями службы по тарифам Астраханской области (их в Астраханской области 73, в том числе в г. Астрахани 15) и представляют собой сумму средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Проведенные службой по тарифам Астраханской области экспертизы материалов заявлений теплоснабжающих организаций об установлении тарифов на тепловую энергию, позволили снизить тарифную нагрузку на потребителей, в том числе население.
Например, величина среднего тарифа на тепловую энергию заявленного ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» на 2010 год составила 1143,23 руб./Гкал (без НДС), темп роста к уровню 2009 года 196,6%. Специалистами службы по тарифам Астраханской области в ходе проведенной экспертизы величина экономически обоснованого среднего тарифа на тепловую энергию ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» на 2010 год была определена в размере 677,69 руб./Гкал (без НДС), темп роста к уровню 2009 года 116,57%. Величина среднего тарифа на тепловую энергию заявленного МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» на 2010 год составила 1539 руб./Гкал (без НДС), темп роста к уровню 2009 года 176%. Специалистами службы по тарифам Астраханской области в ходе проведенной экспертизы величина экономически оьбоснованого среднего тарифа на тепловую энергию МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» на 2010 год была определена в размере 871,44 руб./Гкал (без НДС), темп роста к уровню 2009 года 115,9%. Основной причиной увеличения тарифов на тепловую энергию в 2010 году послужило увеличение на 26,6% расходов на оплату газа, вследствие увеличения оптовых цен на природный газ и тарифов на его транспортировку по газораспределительным сетям.
В среднем по Астраханской области тариф на тепловую энергию в 2010 году составляет 861,79 руб./Гкал (без НДС) и вырос по отношению к уровню 2009 года на 14,88%, что не превышает предельного значения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования тарифов на тепловую энергию на 2010 год (величина исключенных из оплачиваемых тарифов экономически необоснованных расходов энергоснабжающих организаций в результате экспертиз проведенных специалистами службы) составил 4482 млн. руб.
Для сведения, средний тариф на тепловую энергию в Астраханской области ниже, чем в других субъектах Южного федерального округа (Ростовская область 1057,87 руб./Гкал; Краснодарский край 1248,95 руб./Гкал).
Следует отметить, что существенное влияние на размер платы астраханцев за услуги отопления в 2010 году оказало изменение распоряжением администрации города Астрахани от 25.12.2009 №1087-р «Об установлении понижающего коэффициента при расчетах с населением за услуги отопления и горячего водоснабжения для исполнителей коммунальных услуг, получающих энергоресурсы от МУП города Астрахани «Коммунэнерго» величины и порядка применения понижающих коэффициентов.
По расчетам энергоснабжающих организаций, содержащихся в заявлениях об установлении тарифов на 2010 год, тариф на электрическую энергию для населения (в том числе проживающего в сельских населенных пунктах) и потребителей, приравненных к населению, составлял 2,95 руб./кВтч (с НДС).
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 № 140 «О тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к категории население» в том числе установлены следующие тарифы:
• одноставочный тариф на низком напряжении для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами - в размере 2,70 руб./кВтч (с НДС):
• одноставочный тариф на низком напряжении для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами - в размере 1,89 руб./кВтч (с НДС)
В результате экспертиз проведенных специалистами службы по тарифам Астраханской области в 2010 год средний тариф на электроэнергию реализуемую населению Астраханской области составит 2,36 руб./кВтч (с НДС), т.е. снижен на 20% по отношению к предложениям энергоснабжающих организаций. В отличие от юридических лиц поставка электрической энергии населению и приравненным к нему потребителям в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым тарифам.
Установленные службой по тарифам Астраханской области тарифы на электрическую энергию ниже аналогичных тарифов, установленного в самых крупных субъектах Южного федерального округа, таких как Краснодарский край и Республика Адыгея (2,81 и 1,97 руб./кВтч соответственно) и Ростовская область (2,80 и 1,96 руб./кВтч соответственно).
Увеличение тарифов на электроэнергию реализуемую населению в 2010 году обусловлено увеличением цен на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, увеличением тарифов на услуги ОАО «МРСК Юга» по
передаче электрической энергии на территории Астраханкой области,
установленных на основании приказа Федеральной службы по тарифам
от 30.09.2008 № 196-Э/1 «Об утверждении предельных максимальных
уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на
территории Астраханской области», рассчитанных с учетом утвержденной в
установленном порядке инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК
Юга»-«Астраханьэнерго» и программы поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в составе тарифов на электроэнергию.
Экономический эффект от государственного регулирования службой по тарифам Астраханской области тарифов на электроэнергию за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 706,9 млн. руб.
На Всероссийском селекторном совещании «О регулировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги» и на XI Всероссийском форуме жилищно-коммунального хозяйства Глава Минрегиона РФ Виктор Басаргин особо отметил субъекты РФ и муниципальные образования в которых наблюдается значительный рост тарифов на услуги ЖКХ и причины, повлекшие такой значительный рост тарифов, а также рост платежей конкретных граждан проживающих как в разных регионах так и в пределах одного субъекта Российской Федерации: «…в городах Архангельске, Петропавловске-Камчатском, Самаре, муниципальных образованиях Ленинградской области сокращение перекрестного субсидирования, главным образом, в отношении услуг водоснабжения и водоотведения, привело к увеличению тарифа для населения с 1 января на 40-60% при одновременном снижении тарифов для прочих потребителей на 10-25%. В городах Пермь и Самара в дополнение к состоявшемуся с 1 января 2010 г. повышению тарифов на коммунальные ресурсы произошло установление нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, дифференцированных по конструктивным особенностям жилых домов, этажности и году их постройки, что привело к росту платы у отдельных граждан за услугу отопления в 1,5 и более раза при уменьшении нормативов потребления у проживающих в более современных домах. У отдельных граждан существенный (до 30 %) рост платежа за услугу отопления произошел вследствие «наложения» прироста тарифов на тепловую энергию и изменения объемов потребления тепловой энергии (на основании введенных в эксплуатацию приборов учета) при отличающихся в декабре и январе погодных условиях (Архангельская Саратовская, Свердловская, Омская, Кемеровская и Белгородская области)… Отмечающееся у отдельных граждан 2-кратное повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг вызвано заменой предоставления льгот по оплате ЖКУ из натуральной в денежную форму (г. Тверь, Пермь, Республика Дагестан). При этом денежные средства на сумму увеличения платы за ЖКУ предоставляются льготным категориям граждан в соответствии с установленным порядком предоставления мер социальной поддержки (пенсий и пособий). Однако, не все граждане в достаточной мере проинформированы об изменении порядка предоставления льгот и соответствующих причинах увеличения суммы коммунальных платежей».
В заключение своего выступления Министр регионального развития Российской Федерации отметил, что «с 2010 года впервые предельные индексы платежей не устанавливались на федеральном уровне. Возможно, это было преждевременным решением. Принимая во внимание недостаточность полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для контроля за ситуацией, предлагаем передать полномочия по установлению тарифов организаций коммунального комплекса и нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Федерации с правом делегировать указанные полномочия тем органам местного самоуправления, где имеются профессиональные регулирующие органы. Считаем также целесообразным организовать постоянный мониторинг принимаемых тарифных решений и создание Единой информационно-аналитической системы, обеспечивающей оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг, доступного для федеральных органов исполнительной власти».
В настоящее время есть все основания считать, что предложения Министра регионального развития Российской Федерации будут реализованы в самые короткие сроки.
Руководитель службы по тарифам Астраханской области В.А. Мовчан
18.03.2010
|