Открытости и гласности в службе по тарифам Астраханской области уделяется особое внимание. Открытость информации о ценах (тарифах) и о порядке их установления является одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов).
Ежедневно специалисты службы взаимодействуют с потребителями товаров (продукции, услуг), общественностью и СМИ, дают квалифицированные разъяснения по применению установленных цен (тарифов), порядку их установления, полномочиям органов регулирования на территории Астраханской области и методологии расчета тарифов.
Проанализировав обращения, поступающие в службу, представляется информация по наиболее часто встречающимся вопросам в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Информация по вопросу:
«Какой орган власти и каким правовым актом
устанавливает цены (тарифы) на газ, электрическую и тепловую энергию,
воду, за вывоз твердых бытовых отходов и лифт?»
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают:
- тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;
- тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам и др.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают:
- розничные цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах);
- розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд населения (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
На территории Астраханской области органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования является служба по тарифам Астраханской области (постановление Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П «О службе по тарифам Астраханской области»).
Постановлениями службы по тарифам Астраханской области устанавливаются вышеперечисленные тарифы и розничные цены.
Например, постановления службы по тарифам Астраханской области:
- от 14.12.2009 № 133 «О предельных максимальных уровнях розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ОАО «Астраханьоблгаз»;
- от 22.12.2009 № 138 «Об установлении розничных цен на природный газ»;
- от 22.12.2009 № 139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности».
К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся (п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»):
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Органы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»):
- органы регулирования субъектов Российской Федерации (служба по тарифам Астраханской области) регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях:
1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;
2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
- органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Например:
- постановление службы по тарифам Астраханской области от 18.11.2009 № 102 «Об установлении предельных минимальных и предельных максимальных тарифов на холодную воду ОАО «Астрвод»;
- решение Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 11.12.2009 № 235 «Об установлении тарифов, надбавок к тарифам на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, техническую воду МУП г. Астрахани «Астрводоканал»;
- решение Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 26.11.2009 № 151 «Об установлении тарифа на захоронение твердых бытовых отходов ЗАО «Астрахань ЭкоСервис».
В соответствии с п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты и лифтовые шахты. Соответственно расходы по обслуживанию лифтов и лифтовых шахт включены Правительством РФ в плату за содержание и ремонт общего имущества.
Информация по вопросу:
«Учитываются ли при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию потери в электрических и тепловых сетях, а также расходы на ремонт сетей?»
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
В соответствии с п. 19, 26 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования), расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
При определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке, и цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
В соответствии с Основами ценообразования в тарифах на электрическую (тепловую) энергию учитываются расходы на оплату нормативных технологических потерь, в целях компенсации экономически обоснованных расходов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической (тепловой) энергии, на покупку электрической (тепловой) энергии в объемах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь. Нормативы потерь устанавливаются Минэнерго РФ.
Информация по вопросу:
«Зависит ли стоимость коммунальных услуг от их качества?»
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.
Пунктом 49 указанных Правил исполнитель обязан производить в установленном порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Государственный надзор и контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).
Информация по вопросу:
«Каким органом власти разрабатываются и утверждаются методики
по расчету тарифов?»
Основы ценовой политики согласно пункту «ж» ст. 71 Конституции РФ находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» ФСТ России разрабатывает и утверждает методические указания (методики):
по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования;
по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов;
по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа;
по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств;
по определению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Информация по вопросу: «Какие правовые акты определяют порядок получения субсидий на оплату коммунальных услуг?»
Правоотношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг урегулированы Жилищным кодексом РФ (ст. 159) и постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Первый заместитель руководителя
службы по тарифам Астраханской
области С.Н.Зайкова
|