В 2008 году служба по тарифам Астраханской области (далее–Служба) осуществляла решение следующих стратегических задач в сфере государственного регулирования цен (тарифов):
1. сокращение экономически необоснованных расходов хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
2. поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных групп потребителей на розничном рынке электрической энергии Астраханской области;
3. применение при государственном регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии нового метода регулирования – метода доходности инвестированного капитала (RAB);
4. привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики Астраханской области;
5. осуществление государственного регулирования цен на природный газ с учетом создания на территории Астраханской области единой газораспределительной организации;
6. обеспечение соблюдения порядка ценообразования на территории Астраханской области, в том числе правильности применения регулируемых цен (тарифов);
7. совершенствование нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов в Астраханской области.
1. Сокращение экономически необоснованных расходов
хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование (согласование) цен (тарифов)
Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) в 2008 году явились доступность продукции, товаров и услуг для потребителей, компенсация экономически обоснованных расходов регулируемых организаций и создание условий, способствующих привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона.
Государственное регулирование цен
в сфере газоснабжения
Постановлением Правительства Астраханской области от 21.01.2009 № 4-П установлены розничные цены на природный газ, реализуемый ЗАО «Астраханьрегионгаз» населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах), на 2009 год с разбивкой по кварталам:
- с 09.02.2009 по 31.03.2009 - 2010 руб./1000м3 (с НДС);
- с 01.04.2009 по 30.06.2009 - 2114 руб./1000м3 (с НДС);
- с 01.09.2009 по 30.09.2009 - 2225 руб./1000м3 (с НДС);
- с 01.10.2009 по 31.12.2009 - 2330 руб./1000м3 (с НДС).
Средняя розничная цена на природный газ увеличилась на 17,93 % по отношению к 2008 году и является одной из самых низких, по сравнению со средними розничными ценами на природный газ в субъектах Южного федерального округа (Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский, Ставропольский край).
Основные факторы роста розничной цены на природный газ -увеличение Федеральной службой по тарифам на 2009 год оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Особенностью государственного регулирования цен на природный газ на 2009 год явилось создание на территории Астраханской области единой газораспределительной организации на базе ОАО «Газпромрегионгаз» и установление ФСТ России единого тарифа на услуги по транспортировке природного газа по распределительным сетям на территории Астраханской области.
Экономический эффект от государственного регулирования розничных цен на природный газ, реализуемый ЗАО «Астраханьрегионгаз», за счет снижения необоснованных затрат регулируемой организации (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 50,8 млн. руб. (что в 15 раз больше аналогичного показателя 2008 года).
Постановлениями Правительства Астраханской области от 21.01.2009 № 5-П и № 6-П установлены предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ОАО «Астраханьоблгаз» и ОАО «Капъяргаз» населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), на 2009 год, дифференцированно по категориям (с НДС):
а) в баллонах с доставкой до потребителя – 22,00 руб./кг (ОАО «Капъяргаз»);
б) в баллонах с доставкой до потребителя – 23,23 руб./кг (ОАО «Астраханьоблгаз»);
в) в баллонах без доставки до потребителя – 15,36 руб./кг (ОАО «Астраханьоблгаз»);
г) из групповых газовых резервуарных установок – 21,86 руб./кг(ОАО «Астраханьоблгаз»).
Темп роста средней розничной цены на сжиженный газ составил 20%. Основным фактором роста розничной цены явилось увеличение ФСТ России оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд.
По результатам экспертизы, проведенной специалистами Службы, сокращена тарифная нагрузка на потребителей на 8,97 млн. руб.
Государственное регулирование тарифов
в сфере электроэнергетики
Тарифы на электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2009 год установлены постановлениями Службы (27 постановлений).
В среднем по региону тарифы на электрическую энергию выросли по отношению к уровню 2008 года на 22,35 %, для населения – на 27%, что соответствует предельным уровням тарифов, установленным ФСТ России.
С 1 января 2009 г. для населения и приравненных к нему потребителей поставка электрической энергии осуществляется в объеме всего фактического потребления по регулируемым тарифам:
- для городского населения и потребителей, приравненных к населению - 2,20 руб./кВт.ч. (с НДС);
- для сельского населения и населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками (для указанных потребителей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» применен понижающий коэффициент 0,7) - 1,54 руб./кВт.ч. (с НДС).
Указанные тарифы на электрическую энергию являются одними из самых низких по сравнению с аналогичными тарифами субъектов Южного федерального округа:
- Краснодарский край - 2,57 руб./кВт.ч. (1,80руб./кВт.ч.);
- Ставропольский край - 2,31 руб./кВт.ч. (1,62 руб./кВт.ч.);
- Ростовская область - 2,45 руб./кВт.ч. (1,72 руб./кВт.ч.);
- Республика Калмыкия - 2,48 руб./кВт.ч. (1,74 руб./кВт.ч.).
Особенностью государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики на 2009 год явилось применение при государственном регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии нового метода регулирования – метода доходности инвестированного капитала.
Службой впервые установлены тарифы на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии на территории Астраханской области сразу на 3 года (2009-2011г.г.) и впервые определены долгосрочные параметры регулирования указанной организации (постановление Службы от 16.10.2008 № 79), что позволит привлечь инвестиции в сетевой комплекс Астраханской области с целью его реконструкции и модернизации, а потребителям получить надежное и бесперебойное электроснабжение.
В целях обеспечения взвешенной тарифной политики при условии сокращения экономически необоснованных расходов хозяйствующих субъектов Службой:
- определены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, а также на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в Астраханской области на 2009 год, утвержденные ФСТ России на уровне, предложенном Службой;
- проведены анализы финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций Астраханской области за 2007 - 1 полугодие 2008 года;
- ежеквартально выполнялись формирование и экономическая оценка регионального Планового баланса производства и поставок электрической (тепловой) энергии, в рамках Единой энергетической системы России;
- подготовлены материалы по формированию Астраханским областным комитетом государственной статистики показателей энергобаланса области (от 05.08.2008№ СТ/02-20-1513).
Таким образом, Службой достигнуты индикаторы, характеризующие степень решения задачи, предусмотренные распоряжением Правительства Астраханской области от 16.07.2008 № 316-Пр «О стратегических целях и тактических задачах Правительства Астраханской области и исполнительных органов государственной власти Астраханской области и индикаторах их достижения на 2008 год и на период с 2009 до 2011 года»:
Наименование показателя (индикатора), характеризующего степень решения задачи
|
Ед.изм.
|
Значения показателя индикатора
|
2008г.
|
Прогноз
|
Факт
|
Установленный экономически обоснованный тариф на электроснабжение (без НДС), кВт/час
|
руб.
|
1,36
|
1,36
|
Установленный тариф на электроснабжение для городского населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами (с НДС), кВт/час
|
руб.
|
1,73
|
1,73
|
Тариф, установленный на электроснабжение для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками (с НДС), кВт/час
|
руб.
|
1,21
|
1,21
|
Установленный тариф для сельского населения (с НДС), кВт/час
|
руб.
|
1,21
|
1,21
|
Экономический эффект от государственного регулирования указанных тарифов за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 680,3 млн. руб.
Государственное регулирование тарифов
в сфере теплоснабжения
Тарифы на тепловую энергию на 2009 год установлены постановлениями Службы для каждой теплоснабжающей организации (их в Астраханской области 69).
В соответствии с действующим законодательством тарифы установлены для двух групп потребителей: бюджетные и иные потребители. К иным потребителям, в том числе относится население.
В среднем по региону тарифы на тепловую энергию выросли по отношению к уровню 2008 года на 19,51 %, что соответствует предельным уровням тарифов, установленным ФСТ России.
В среднем тарифы на тепловую энергию являются одними из самых низких по сравнению с аналогичными тарифами субъектов Южного федерального округа (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Калмыкия).
В целях обеспечения взвешенной тарифной политики при условии сокращения экономически необоснованных расходов хозяйствующих субъектов Службой:
- определены предельные уровни тарифов на тепловую энергию для Астраханской области на 2009 год, утвержденные ФСТ России на уровне, предложенном Службой;
- проведены анализы финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций Астраханской области за 2007 – 1 полугодие 2008 года.
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (то есть величина исключенных экономически необоснованных расходов по указанному виду деятельности на основании проведенных специалистами службы экспертиз) составил 1 373,3 млн. руб.
Государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», службой по тарифам Астраханской области на 2009 год установлены тарифы:
1. На услуги водоснабжения:
- для ГП АО «Астраханские водопроводы» в размере 22,30 руб./м3 (с НДС) (постановление Службы от 28.11.2008 № 111);
- для ОАО «РЖД» в размере 30,35 руб./м3 (с НДС) (постановление Службы от 28.11.2008 № 112).
2. На услуги водоотведения для ОАО «РЖД», в размере 34,22 руб./м3 (с НДС).
Тарифы установлены с учетом распоряжения службы по тарифам Астраханской области от 31.10.2007 № 97 «Об установлении системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса».
Подготовлена и направлена в ФСТ России информация о планируемых к реализации инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса в 2009 году (в формате ЕИАС) (письмо от 23.05.2008 № СТ/05-16-1153).
Подготовлен и направлен в ФСТ России мониторинг утвержденных тарифов на товары и услуги ОКК, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на 2007 год (в формате ЕИАС) (письмо от 29.01.2008 № СТ/05-16-69).
Размещена в Сборнике законодательных и нормативных правовых актов Астраханской области информация о результатах мониторинга выполнения производственных программ:
1. За 2007 год:
- ГП АО «Астраханские водопроводы» (письмо от 21.04.2008 № СТ/05-16-448);
2. За I квартал 2008 года:
- ОАО «РЖД» филиал «ПЖД» Астраханское отделение гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения»
- ГП АО «Астраханские водопроводы» (письмо от 24.06.2008№СТ-05-16-1326);
3. За II квартал 2008 года:
- ОАО «РЖД» филиал «ПЖД» Астраханское отделение гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения»
- ГП АО «Астраханские водопроводы» (письмо от 25.08.2008 №СТ/05-16-1628);
4. За III квартал 2008 года:
- ОАО «РЖД» филиал «ПЖД» Астраханское отделение гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения»
- ГП АО «Астраханские водопроводы» (письмо от 12.11.2008 №СТ/05-16-2238).
Государственное регулирование цен на топливо и керосин,
реализуемые населению
Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2008 № 486-П (с изменениями от 05.12.2008 № 630-П) установлены на 2008-2009 г.г. предельные уровни цен на уголь, реализуемый индивидуальным предпринимателем Галкиным А.А. на территории Астраханской области гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье:
- марки «ДОМ» в размере 4862 руб. за тонну (с НДС),
- марки «АМ» в размере 5813 руб. за тонну (с НДС).
На 33,5% увеличился предельный максимальный уровень цены на уголь, реализуемый ОАО «Ахтубинсктоппром» на территории Астраханской области гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, и составил 4162 руб. за тонну (с НДС) (постановление Правительства Астраханской области
от 18.11.2008 № 603-П).
Изменен предельный максимальный уровень цены на уголь, реализуемый ОАО «ТК «Астраханьтоппром» (постановление Правительства Астраханской области от 25.03.2008 № 106-П). Предельный максимальный уровень цены на уголь для ОАО «ТК «Астраханьтоппром» увеличился по отношению к ранее действовавшему на 30,7% и составил 3827 руб. за 1 тонну (с НДС).
Экономический эффект от государственного регулирования цен на уголь за счет снижения необоснованных затрат (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 2,94 млн. руб.
Постановлением Правительства Астраханской области от 24.10.2008 № 561-П на 2009 год установлены розничные цены на дрова, реализуемые на территории Астраханской области автономными учреждениями «Ахтубинский лесхоз», «Енотаевский лесхоз», «Икрянинский лесхоз», «Камызякский лесхоз», «Красноярский лесхоз», «Харабалинский лесхоз», «Черноярский лесхоз» гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые составили:
- на дрова из мягколиственных пород - 457,8 руб. за 1 плотный куб. м (с НДС),
- на дрова из твердолиственных пород - 528,7 руб. за 1 плотный куб. м (с НДС).
Впервые при расчете розничных цен на дрова службой по тарифам Астраханской области применен метод индексации.
Постановлением Правительства Астраханской области от 02.09.2008 № 465-П установлена и введена в действие с 1 января 2009 года цена на керосин, реализуемый Астраханским областным рыболовецким союзом потребительских обществ гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в размере 19,5 руб. за литр. Темп роста установленной на 2009 год цены на керосин по отношению к ранее действовавшей цене составил 112%.
Экономический эффект от государственного регулирования цены на керосин за счет снижения необоснованных затрат регулируемой организации (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 0,03 млн. руб.
Государственное регулирование
в сфере перевозки пассажиров и багажа, транспортных услуг, выполняемых на подъездных путях предприятиями
промышленного железнодорожного транспорта
Установлены и введены в действие с 01.01.2009 предельные максимальные тарифы на:
- перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на территории Астраханской области в размере 1,10 руб./км (постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2008 № 602-П). Максимальный уровень тарифа, по сравнению с ранее действовавшим, увеличился на 5,8 %.;
- перевозку пассажиров и провоз багажа по некоммерческим маршрутам автомобильным общественным транспортом (автобусами) в городе Астрахани для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности в размере 9 руб. (постановление Правительства Астраханской области от 17.12.2008 № 652-П). Максимальный уровень тарифа, по сравнению с ранее действовавшим, увеличился на 12,5 %.
Изменен предельный максимальный уровень тарифа на перевозку
пассажиров автобусами малой и особо малой вместимости, работающими по
регулярным коммерческим маршрутам со скоростным режимом движения в
городе Астрахани (с 9,0 руб. до 11,0 руб.) (постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2006 № 126-П, от 25.06.2008 № 302-П, от 21.08.2008 № 457-П).
Установлены и введены в действие с 01.01.2009 предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области в размере 122,10 руб./т км (без НДС) (постановление Правительства Астраханской области от 08.08.2008 № 431-П).
Установлен предельный максимальный уровень тарифов
на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые ООО
«Астраханский порт «Развитие» на подъездных железнодорожных путях (постановление Правительства Астраханской области от 05.03.2008 № 97-П).
Сохранены на 2009 год действовавшие в 2008 году:
- тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Астраханской области для ОАО «Российские железные дороги» в размере 10,0 руб. за 1 зону (10 пассажиро-километров) (постановление Правительства Астраханской области от 09.08.2007 № 343-П, от 21.01.2009 № 16-П);
- предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги (подача-уборка вагонов), оказываемые ООО «Газпромтранс» на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области (постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2007 № 575-П, от 18.04.2008 № 174-П).
Службой принято участие при разработке постановлений Правительства Астраханской области:
- от 13.02.2008 № 65-П «О Порядке согласования платы за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам речным транспортом в случаях предоставления дотаций на осуществление перевозок пассажиров и их багажа по указанным маршрутам за счет средств бюджета Астраханской области»;
- от 15.04.2008 № 166-П «О согласовании платы за перевозки пассажиров и их багажа по пригородным и местным маршрутам Астраханской области речным транспортом».
Суммарный экономический эффект от государственного регулирования цен в сфере перевозки пассажиров и багажа, транспортных услуг, выполняемых на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта за счет снижения необоснованных затрат регулируемых организаций (и соответственно снижение тарифной нагрузки на потребителей) составил 535,98 млн. руб.
Государственное регулирование иных цен
(тарифов, надбавок)
Постановлением Правительства Астраханской области от 07.05.2008 № 220-П утвержден прейскурант на работы по паспортизации и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений, выполняемые Астраханским филиалом ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации». Темп роста действующих цен на паспортизацию и техническую инвентаризацию жилых строений и жилых помещений по отношению к ранее установленным ценам в среднем составил 122%.
Постановлением Правительства Астраханской области от 17.12.2008 № 653-П с 01.01.2009 установлены размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Размеры сборов по сравнению с ранее действовавшими, увеличились в среднем на 9%. Экономический эффект от государственного регулирования сборов составил 0,22 млн.руб.
Постановлением Правительства Астраханской области от 13.02.2009 № 40-п установлены размеры сборов, взимаемых службой государственного технического надзора Астраханской области.
Сохранили свое действие в 2009 году ранее установленные:
- предельные максимальные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (постановление Правительства Астраханской области от 14.12.2006 № 424-П);
- размеры платы за хранение и транспортировку задержанных наземных транспортных средств (постановление администрации Астраханской области от 18.08.2004 № 12/137);
- тарифы на платные социальные услуги, предоставляемые
гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2007 № 373-П);
- тарифы на платные социальные услуги, предоставляемые
гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального
обслуживания (постановление Правительства Астраханской области
от 21.09.2007 № 404-П).
Таким образом, экономический эффект от государственного регулирования Службой цен (тарифов, надбавок) в 2008 году составил 2660,04 млн. руб.
Все принятые постановления об установлении цен (тарифов):
- опубликованы и прошли регистрацию в отделе законодательства и федерального регистра в Астраханской области Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу;
- обеспечивают достижение параметров утвержденных планов социально-экономического развития Астраханской области и доступность для потребителей товаров и услуг.
2. Обеспечение соблюдения порядка ценообразования
на территории Астраханской области, в том числе правильности применения
регулируемых цен (тарифов)
В мае 2008 года Служба была наделена дополнительным полномочием по осуществлению государственного контроля за обоснованностью установления, применения и изменения тарифов и надбавок организациями коммунального комплекса в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (постановление Правительства Астраханской области от 07.05.2008 № 207-П).
В 2008 году Службой проведено 92 плановые проверки (что в 2,4 раза превышает аналогичный показатель прошлого года), из них:
- проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части правильности применения регулируемых службой по тарифам Астраханской области и Правительством Астраханской области цен (тарифов) - 58;
- проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части обоснованности величины цен (тарифов), предложенных к установлению на 2008-2009 г.г. - 15;
- проверки обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований тарифов и надбавок в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2008г. - 14;
- проверки правильности применения согласованных в установленном порядке цен (тарифов) на работы, услуги, выполняемые и оказываемые государственными (бюджетными) учреждениями Астраханской области на платной основе - 4;
- проверка по определению экономической обоснованности цен (тарифов) на работы, услуги, выполняемые и оказываемые государственными (бюджетными) учреждениями на платной основе - 1.
В 2008 году Службой проведено 8 внеплановых проверок, из них:
- проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части правильности применения регулируемых службой по тарифам Астраханской области и Правительством Астраханской области цен (тарифов) - 3;
- проверки обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований тарифов и надбавок в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2008г. - 4;
- проверки правильности применения согласованных в установленном порядке цен (тарифов) на работы, услуги, выполняемые и оказываемые государственными (бюджетными) учреждениями Астраханской области на платной основе – 1.
По результатам проверок:
- составлено 12 протоколов об административной ответственности;
- выдано 23 предписания Службы об устранении нарушений;
- признаны экономически не обоснованными величины цен (тарифов), предложенные к установлению на 2008-2009 г.г. – 15;
- нарушений не выявлено – 50.
В 2008 году рассмотрено 23 дела об административной ответственности, из них:
- 11 дел - по постановлениям прокуратуры об административном правонарушении по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ в части завышения установленных предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства;
- 12 дел по протоколам об административной ответственности, составленным специалистами Службы.
Сумма уплаченных штрафов во исполнение постановлений службы о назначении административного наказания составила 243 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года в 4,6 раза.
Сумма излишне полученной выручки, перечисленной в бюджет по предписаниям службы на основании Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» составила 95 тыс. руб.
Помимо предписаний Службы, выданных по результатам проверок, Службой в сфере электроэнергетики выдано 21 предписание регулируемым организациям о прекращении нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), все предписания исполнены.
В 2008 году Службой осуществлен контроль:
- за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в установленные цены (тарифы) (Ежеквартально осуществлялся сбор информации и анализ использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы. По итогам работы в ФСТ России в формате шаблонов ЕИАС направлена информация о средствах на выполнение инвестиционных программ, учтенных службой при установлении тарифов в сфере электроэнергетики и теплоснабжения на 2007-2008г.г., а также об их фактическом освоении.);
- за выполнением энергоснабжающими организациями мероприятий по повышению эффективности работы котельных, признанных коммерчески неперспективными.
Службой принято участие:
- в проведении совместной с УВД Астраханской области, УФАС и департаментом торговли министерства экономического развития Астраханской области проверки целевого использования зерна из государственного интервенционного фонда;
- в проведении совместной с прокуратурой Кировского района г. Астрахани проверки по вопросу оказания платных медицинских услуг ГУЗ «Областная инфекционная клиническая больница»;
- в проведении натурного обследования пассажиропотоков на городском автомобильном транспорте (кроме автобусов особо малой вместимости и такси) и наземном электрическом общественном пассажирском транспорте.
3. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере государственного
регулирования тарифов в Астраханской области
В 2008 году Службой разработано постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2008 № 346-П «О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг», которым утверждены:
- Основы ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг;
- Правила государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
Службой внесены изменения:
- в постановление Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П «О службе по тарифам Астраханской области» (постановления Правительства Астраханской области от 04.04.2008 № 147-П, от 07.05.2008 № 207-П, от 15.10.2008 № 546-П);
- в Административный регламент службы по тарифам Астраханской области по исполнению государственной функции контроля за применением регулируемых службой и Правительством Астраханской области цен (тарифов) и проведения проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2007 № 261-П (постановления Правительства Астраханской области от 25.03.2008 № 116-П, от 25.06.2008 № 320, от 30.07.2008 № 407-П, от 15.10.2008 № 544-П);
- в Административный регламент службы по тарифам Астраханской области по исполнению государственной функции ведения перечня хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 240-П (постановления Правительства Астраханской области от 25.03.2008 № 115-П, от 15.10.2008 № 544-П);
- в Основные направления государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области на 2008-2010 годы, одобренные распоряжением Правительства Астраханской области от 26.07.2007 № 444-Пр, в части изменения перечня котельных, деятельность которых по производству (поставке) тепловой энергии признана коммерчески неперспективной (распоряжения Правительства Астраханской области от 08.02.2008 № 50-Пр, от 05.12.2008 № 542-Пр).
Для приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством Службой разработаны:
1. Постановления Правительства области:
- от 13.02.2008 № 50-П «О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 26.10.2006 № 373-П»;
- от 13.02. 2008 г. № 63-П, от 4.05. 2008 г. № 194-П, от 09.06 2008 г. № 281-П, от 25.06.2008 г. № 329-П, от 26.09.2008 г. № 510-П о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 21.01.2008 № 16-П;
- от 18.04.2008 № 174-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2007 № 575-П»;
- от 09.06.2008 № 282-П «О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 23.01.2007 № 5-П»;
- от 21.08.2008 № 457-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2006 №126-П и признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 25.06.2008 № 302;
- от 21.08.2008 № 458-П «О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 19.04.2006 №106-П;
- от 30.12.2008 № 702-П «О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 13.06.2006 №192-П»;
2. Распоряжение Губернатора Астраханской области от 17.03.2008 № 88-р «О признании утратившими силу распоряжений Главы Администрации Астраханской области»;
3. Распоряжение Министерства экономического развития Астраханской области от 01.07.2008 № 324-р «О внесении изменения в распоряжение министерства экономического развития Астраханской области от 02.03.2006 № 10-р».
Службой в 2008 году разработаны:
- проект постановления Правительства Астраханской области «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 05.12.2006 № 408-П» («Об утверждении методических рекомендаций по формированию тарифов в Астраханской области на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном, внутриобластном и межобластном сообщении»);
- проект административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за обоснованностью установления и изменения органами регулирования муниципальных образований тарифов и надбавок (на согласовании).
В целях совершенствования действующего законодательства в сфере государственного регулирования тарифов Службой были внесены предложения в Федеральную службу по тарифам:
1. По вопросу регулирования платы за подключение к газораспределительным сетям (письмо Службы от 26.02.2008 № СТ/01-15-195);
2. По проекту Федерального закона № 15161-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (письмо Службы от 04.04.2008 № СТ/05-15-390);
3. По проекту приказа ФСТ России «Об утверждении Методических указаний по расчету повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергоснабжающих организаций» (письмо Службы от 02.06.2008 № СТ/02-19-1204);
4. По внесению дополнений в приказ ФСТ России от 26.06.2008 № 231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» (письмо Службы от 28.08.2008 № СТ/02-19-1645);
5. По проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение...» (письмо Службы от 29.08.2008 № СТ/02-19-1668);
6. По проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением платы за технологическое присоединение...» (письмо Службы от 03.09.2008 № СТ/02-19-1694);
7. О корректировке приказа ФСТ России от 21.08.2007 № 166-э/1, в части определения объема покупки электрической энергии для целей компенсации потерь, поставляемой сетевым организациям по регулируемым ценам. ФСТ России внесены соответствующие изменения в приказ (приказ от 03.07.2008 № 249-э).
Службой внесены предложения:
- в Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий о расчете коэффициента эластичности (письмо Службы от 25.04.2008 № СТ/02-21-462);
- в контрольно-правовое управление администрации Губернатора Астраханской области по совершенствованию законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (от 04.02.2008 № СТ/01-15-97), в части внесения изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (письма Службы от 13.05.2008 № СТ/01-15-1081, от 29.09.2008 № СТ/01-15-1887) ;
- в министерство экономического развития Астраханской области по перечню проблем, обозначенных хозяйствующими субъектами Лиманского района Астраханской области (письмо Службы от 21.02.2008 № СТ/01-15-187);
- в министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области по вопросу регулирования платы за подключение к газораспределительным сетям (письмо Службы от 26.02.2008 № СТ/01-15-195):
- в министерство промышленности и энергетики РФ (руководителю рабочей группы по регулированию механизмов платы за технологическое присоединение Дементьеву А.В.) о внесении изменений в 210-ФЗ в части платы за подключение к электрическим сетям (письмо Службы от 26.02.2008 № СТ/01-15-196);
- заместителю председателя Правительства Астраханской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Султанову Р.Д. по совершенствованию законодательства по вопросам подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (письмо Службы от 19.08.2008 №СТ/01-15-1587).
Принято участие в межрегиональной конференции «Государственное регулирование тарифов и контроль в сферах естественных монополий» (г. Ханты-Мансийск, февраль 2008), на котором были внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.
4. Иные мероприятия, выполненные Службой в 2008 году
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 240-П «Об административном регламенте службы по тарифам Астраханской области по исполнению государственной функции ведения перечня хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности» Службой:
- проведен анализ потребительского рынка Астраханской области в целях выявления организаций, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемые виды деятельности, и сформирован перечень;
- принято 75 распоряжений по вопросам, связанным с ведением перечня.
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2005 № 317-П «О государственной политике ценообразования на территории Астраханской области» Службой формировался и ежеквартально размещался в локальной сети Информационный ценовой бюллетень.
Подготовлены материалы и принято участие в заседаниях фонда обязательного медицинского страхования во исполнение постановления Администрации Астраханской области от 25.05.2004 № 8/84 «О тарифном регулировании оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Астраханской области» и распоряжения Администрации Астраханской области от 18.10.2004 № 15/86-р «Об утверждении состава согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования».
По поручению ФСТ России Службой:
- ежеквартально выполнялся мониторинг размера торговых надбавок на лекарственные средства;
- реализовывался план мероприятий по подключению организаций, в отношении которых государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти Астраханской области, к Единой информационно-аналитической системе ФСТ России.
Службой подготовлены и представлены в исполнительные органы государственной власти Астраханской области:
- материалы по основным показателям для разработки прогноза социально-экономического развития Астраханской области на 2009-2011 г.;
- прогноз расходов областного бюджета на 2009-2011 г. в части, связанной с государственным регулированием цен (тарифов);
- информация о прогнозных ценах (тарифах) для использования министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области при расчете предельных индексов возможного изменения цен (тарифов) на 2009 г.
Принято участие:
- в разработке Соглашения о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности между Правительством Астраханской области и ООО «Евразия-Энерго»;
- в работе межведомственной группы для координации совместных действий по противодействию ценовому сговору, созданной в июле 2008 года совместным приказом прокуратуры Астраханской области, УВД, УФСБ, УФАС по Астраханской области и службы по тарифам Астраханской области.
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.01.2008 № 16-П Служба осуществляла организационно-техническое обеспечение работы межведомственной комиссии по вопросам стабилизации цен (тарифов) на территории Астраханской области.
Проведено 10 заседаний межведомственной комиссии, на которых обсуждались вопросы, связанные со стабилизацией цен на ГСМ и дизтопливо, зерно, муку и хлебобулочные изделия, кроме того были рассмотрены вопросы по:
- представлению мест торговли в г. Астрахани для товаропроизводителей продукции;
- установлению МО г. Астрахань тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;
- прогнозу на 2009 год уровня цен (тарифов), государственное регулирование которых отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти Астраханской области и др.
Службой рассмотрены проекты:
- постановления Правительства Астраханской области «Об утверждении тарифов на платные и социальные услуги, оказываемые областным государственным учреждением «Социальный центр кризисной реабилитации», ГСУ АО «Центр социальной адаптации» (письмо от 05.08.2008 №СТ/05-15-1515);
- постановления Правительства Астраханской области «О прейскуранте на социально значимые стоматологические услуги, стоимость которых подлежит возмещению за счет средств областного бюджета» (письмо от 19.11.2008 №СТ/05-16-2281);
- постановления Правительства Астраханской области «Об утверждении средней стоимости путёвки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и стоимости набора продуктов питания в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей на территории Астраханской области в 2009 году» (письмо от 24.11.2008 №СТ/05-16-2295);
- постановления Администрации муниципального образования «Ахтубинский район» «О стоимости услуг по погребению» (письмо от 24.07.2008 № СТ /05-15-1465).
В 2008 году проводилось повышение профессионального уровня (профессиональная переподготовка) работников службы 14 специалистов Службы прошли обучение:
- в негосударственном образовательном учреждении «Центральный институт повышения квалификации» (г. Обнинск, Калужская область);
- в ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по программе «Психология делового общения»;
- в ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по программе «Мастерство публичного выступления и риторика делового общения»;
- в ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по программе «Возможности применения табличного процессора MS Excel в служебной деятельности»;
- в Институте дополнительного профессионального образования ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» по программе «Финансы и кредит».
Специалисты службы приняли участие в апрельских субботниках на территории ГОУ «Школа одаренных детей».
Во исполнение постановления Губернатора Астраханской области от 18.07.2005 № 460 «Об организации деятельности закрепленных за муниципальными образованиями Астраханской области специалистами Службы было организовано взаимодействие с руководителями соответствующих муниципальных образований по решению актуальных проблем.
Деятельность Службы широко освещалась в средствах массовой информации путем размещения статей, информационных писем, выступления на телевидении и через сайт Службы.
Руководитель службы по тарифам Астраханской области В.А. Мовчан
|